МЕНЮ
Время новых дорог: куда пошла сотня миллиардов рублей от «Платона»
Как изменилось отношение перевозчиков к госсистеме за пять лет работы
    В ноябре исполнится пять лет с момента запуска государственной системы «Платон». За эти годы в дорожный фонд России от грузоперевозчиков в виде покилометровой платы за федеральные дороги поступило 120 млрд рублей, что позволит построить и восстановить более 130 мостов и 3,5 тыс. км дорог. С 2020 по 2022 год на собранные госсистемой средства Росавтодор расширит и капитально отремонтирует 44 участка федеральных автотрасс протяжённостью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны.

    Сейчас «Платон» выполняет свою главную задачу: полученные средства направляются на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Внедрение системы дало ещё один важный эффект: рынок автоперевозок в России — вопреки прогнозам скептиков в 2015-м — стал прозрачнее и цивилизованнее, чего давно ждали честные предприниматели. При этом перевозчики настаивают на усилении контроля за теми, кто пытается обойти систему и не вносить плату.
    "Система «Платон» достигла важной цели и привела к «обелению» и прозрачности рынка автомобильных грузоперевозок".
    — Ольга Федоткина
    Белый рынок

    Система «Платон» достигла важной цели и привела к «обелению» и прозрачности рынка автомобильных грузоперевозок, полагает исполнительный директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. С ней соглашается председатель МОЭС Борис Рыбак.

    — Самое главное, что введение «Платона» изменило рынок автомобильных грузовых перевозок. Он стал менять свою конфигурацию и из абсолютно нерегулируемого, сложившегося таким к 2005 году, превращается в более контролируемый и цивилизованный. Этот рынок важен для России, — подчеркнул собеседник «Известий».

    По его оценке, годовой оборот грузовых автомобильных перевозок исчисляется колоссальными суммами: от пяти до шести триллионов рублей. Борис Рыбак добавил, что запуск государственной системы «Платон» стал внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок.

    — Именно с этого момента начался абсолютно новый и более высокий уровень конструктивного диалога между рынком и регулятором. «Платон» стал не только способом мониторинга транспортных потоков и сбора средств на строительство дорог, но и стимулом к долгожданному наведению порядка на рынке грузоперевозок. И на сегодняшний день у перевозчиков ожидание в развитии «Платона» как источника данных для корпоративных платформ и дополнительных цифровых сервисов, — заключил эксперт.

    Сокращение количества «серых» перевозчиков и как следствие снижение уровня недобросовестной конкуренции –положительный эффект в работе «Платона», отмечают в автотранспортном предприятии розничной сети «Магнит» — компании «Сельта».

    — Уменьшение аварийности, улучшение экологической обстановки, отчётность по собранным средствам и их распределению, — перечислил очевидные плюсы «Платона» представитель компании.

    Розничная сеть «Магнит» в этом месяце стала победителем IV Национальной премии «Грузовики и дороги» в категории крупнотоннажных перевозок на внутрироссийских маршрутах, сообщается на сайте премии. В тройке лидеров этой номинации и логистическая компания «Деловые линии», в которой также ценят госсистему за результат её работы — улучшение дорожной инфраструктуры.

    Статистика госсистемы «Платон» стала одним из критериев отбора лучших грузоперевозчиков.

    — Представители госсистемы «Платон» традиционно входят в состав жюри ежегодного конкурса. Ключевым критерием наших оценок являются данные государственной системы «Платон». Мы анализировали сразу несколько параметров: объём парка и его прирост за год, экономическую активность на основе интенсивности движения. Совокупный «флот» отмеченных компаний вырос за год почти на 700 грузовиков, рост пробега по федеральным трассам достигал 10% и более в отдельные месяцы весной в период коронавирусного спада, — пояснил представитель пресс-службы РТИТС.

    Добавочная польза

    Данные о количестве передвигающихся 12-тонников по федеральным трассам, полученные от «Платона», используют государственные ведомства и надзорные службы, отметил гендиректор РТИТС, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Антон Замков.

    — Изначально система «Платон» была интегрирована с налоговой службой, дальше подключились таможенники, МВД, ГИБДД, и в результате сейчас мы получили довольно серьёзный каркас, основанный на сотрудничестве с органами власти, — пояснил «Известиям» Антон Замков.

    Однако перевозчики настаивают на продолжении усиления контроля за нарушителями, которые не вносят плату за федеральные дороги.

    — Большим цивилизованным перевозчикам, которые отчисляют средства, не нравится, что некоторые ловкачи научились объезжать по региональной трассе или пытаются обойти систему. Те, кто не платит в «Платон», естественно, имеют конкурентные преимущества, они могут установить более низкие тарифы на перевозки, и это портит рынок, — убеждён Борис Рыбак.

    По его словам, претензии перевозчиков заключаются в том, чтобы контроль оплаты усиливался.

    — Платить должны все, а тех, кто увиливает, нужно наказывать, — подчеркнул председатель МОЭС.

    В ближайшие несколько лет контроль за проездом большегрузов будет усиливаться. Соответствующая инфраструктура «Платона» при увеличении протяжённости федеральных трасспополнится 30 автомобилями и 155 дополнительными рамными конструкциями, фиксирующими с помощью специальных сканеров и камер проезд грузовиков круглосуточно, рассказал ранее в интервью «Известиям» гендиректор РТИТС Антон Замков.

    Сегодня тариф «Платона» – 2,20 рубля за километр. По законодательству он должен индексироваться раз в год в зависимости от размера инфляции. В июле Федеральное дорожное агентство сообщило, что с 1 февраля 2021 года плата может составить 2,31 рубля за километр.

    По поручению Минтранса Росавтодор информирует перевозчиков об изменении стоимости за полгода до индексации. По мнению исполнительного директора СЭЛ Ольги Федоткиной, такое заблаговременное предупреждение важно для бизнеса.

    Этот подход обеспечивает спокойное планирование деятельности, прозрачность и предсказуемость инфраструктурного тарифа, пояснила эксперт.
    Источник: Известия
    Подробности в нашей группе в Facebook
    28 ОКТЯБРЯ / 2020