Осенний всплеск коронавирусной инфекции не привел к резким спадам рынка автомобильных грузоперевозок. Если в апреле 2020 года пробег 12-тонных фур на федеральных трассах снизился почти на 20%, то к октябрю этот показатель практически сравнялся с прошлогодним, свидетельствует индекс «Платона», формируемый на основе данных госсистемы взимания платы. В целом по итогам 11 месяцев общий километраж грузовиков снизился на 7%, сообщили «Известиям» в пресс-службе оператора «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС).
Данные близки к подсчетам Росстата, согласно которым за девять месяцев этого года перевозки грузов всеми видами автотранспорта составили почти 4 млрд т — на 6,8% меньше, чем было перевезено за тот же период 2019 года. При этом с лета растут пробеги перевозчиков сборных грузов, ритейла и сразу нескольких ключевых отраслей, добавили в «Платоне». Не опасаются второй волны пандемии логистические компании — они прогнозируют рост объемов транспортировки грузов и отмечают, что коронавирусная ситуация, несмотря на общую статистику, повысила спрос на перевозки и приводит к росту заказов.
Точный «Платон»
Начиная с июля после вызванного пандемией весеннего спада 2020 года растет пробег грузовиков логистических компаний и перевозчиков из ритейла, сельскохозяйственной, строительной, промышленной и добывающей отраслей. Таковы данные индекса «Платона» — разницы общего километража по федеральным трассам 12-тонных фур по отношению к 2019 году. Статистику еженедельно публикует РТИТС.
По итогам октября—ноября в лидерах оказались перевозчики сельскохозяйственной отрасли, которые в октябре вышли в плюс на 8%, а в ноябре — на 7%. Пробег логистов, осуществляющих перевозку сборных грузов, увеличился на 4%, ритейла — на 2%. Промышленная и добывающая отрасли за два минувших месяца выросли на 5%, строительная — на 3,5%.
Километраж грузовиков постепенно восстанавливался и по результатам октября максимально приблизился к показателю прошлого года (-0,9%), по предварительным расчетам немного снизившись в ноябре (до -2%). В целом за 11 месяцев снижение пробега составило 7% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Максимальное падение перевозок 12-тонниками произошло в апреле (-19,8%).
Показатели индекса «Платона» для анализа экономической активности используют правительство РФ и Минэкономразвития, отмечал ранее глава ведомства Максим Решетников.
Статистические данные об интенсивности движения, получаемые с помощью госсистемы «Платон», позволяют косвенно оценивать эффекты от принимаемых на различных уровнях мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, пояснили в Минтрансе России.
Инструментом сбора данных стала инфраструктура федерального охвата, развернутая при создании системы, рассказал в интервью «Известиям» генеральный директор РТИТС, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков.
— Это целый комплекс источников — юридически значимых, передаваемых по защищенным каналам связи. Проезд грузовиков круглосуточно фиксирует почти 500 рамок контроля. Объективность обеспечивается за счет того, что они располагаются в точках наибольшей интенсивности движения. Их локация рассчитывалась по математической модели для эффективного мониторинга движения и равных условий для всех грузоперевозчиков, — подчеркнул Антон Замков. — Плюс к этому контроль осуществляет более 100 автомобилей. Сканеры и камеры на рамках и машинах обеспечивают высочайший уровень распознавания транспортных средств и их номеров — более 99%.
По его словам, общий пробег складывается из километража использованных перевозчиками маршрутных карт и геоданных с бортовых устройств, которые соотносятся с графом дорог — уникальной цифровой моделью всех федеральных дорог, позволяющей с точностью до метра рассчитать плату за пройденный маршрут. В этом смысле «Платон» — первая и пока единственная «ответственная» геоинформационная платформа на российских дорогах, заключил гендиректор РТИТС.
Кроме того, сведения госсистемы дают точную статистику о количестве грузовиков, ежедневно пересекающих государственную границу, — она позволяет оценить экспорт и импорт товаров грузовым автотранспортом, добавил он.
Изменения структуры
В ритейле и FMCG-сегменте (потребительские товары) на внутрироссийских перевозках наблюдается рост по сравнению и с прошлым годом, сообщила исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.
— Избытка предложения транспорта, как при первой волне пандемии, нет — работаем в рамках ожиданий. Наблюдается дефицит мощностей: болеет много водителей. Однако сейчас сегмент FMCG входит в высокий сезон, и объем отгрузок большой, — отметила она.
По данным СЭЛ, для сегмента сборных грузов (LTL) продолжаются изменения структуры перевозимых грузов, которые начались еще в первую волну, и с этим связано падение объемов. Больше всего просели отрасли фешен, обувь, металлургия, но отмечается рост других сегментов — товаров для детей, для ремонта и уюта и многих других.
— Меняется характер перевозимых грузов, он зависит напрямую от изменения потребительского спроса. Растет востребованность того товара, который делает жизнь на удаленке более комфортной. В целом катастрофы нет: те компании, которые вовремя отловили эти и друге тренды, адаптировались к ситуации и научились привлекать те сегменты, которые, возможно, раньше казались не такими интересными, — рассуждает исполнительный директор СЭЛ.
По ее ожиданиям, предновогоднего взрывного спроса на услуги LTL в привычном масштабе не будет.
— Крупные партии грузов в новых условиях были спланированы и отправлены после завершения локдауна, возможно даже до конца октября. Поэтому декабрь от года к году вырастет не так, как мы привыкли ожидать ранее, — прогнозирует Ольга Федоткина.
В СЭЛ констатируют: по перевозкам магистральных межрегиональных перевозок (FTL) есть проблема с группами товаров, по которым осенью запущена обязательная маркировка, например для шин: не все компании перешли на нее без сбоев.