Очередное постановление мэрии еще не вступило в силу, но сложности уже начались. Как отмечают собеседники «Ъ FM», грузовики, вес которых превышает 3,5 тонны, обеспечивают Москву почти всеми товарами. В апреле их передвижение в пределах МКАД уже ограничили: в любое время суток необходим спецпропуск. С 15 июня требования ужесточат, перевозчикам предстоит получать два разрешения — для проезда днем и ночью.
В итоге крупные производители продуктов и торговые сети находятся в подвешенном состоянии. Так, в PepsiCo пока не уверены, смогут ли они вовремя поставлять в столицу свои товары. Значительная их часть перевозилась по МКАД именно ночью, но пока ЦОДД не согласовал ни одного такого пропуска, говорит директор по коммуникациям компании Александр Костиков: «Есть сложности в отношении транспорта, который обеспечивает работу молочных заводов в Москве, доставляет продукцию с производственных площадок Подмосковья. Естественно, мы подали заявки, но у нас нет ни одного ночного пропуска. У нас порядка 20% транспорта занимается доставкой продукции ночью. Если говорить про сырое молоко, это 40% поставок.
Собеседники «Ъ FM» считают, что в июне в столице могут начаться проблемы с поставками почти всего — продуктов, сырья, лекарств и товаров личной гигиены.
Осложняет ситуацию необходимость согласовать точный маршрут для каждого грузовика. Если авто попадет на камеры не там, где нужно, логистов ждет штраф в 5 тыс. руб. В итоге перевозчики или отказываются заключать новые контракты на поставки, или повышают цены. И их можно понять, говорит руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин: «Водители уже повышают тарифы, потому что в ряде случаев значительно удлиняется сам маршрут, водители не знают, за что и какие штрафы они теперь будут получать. Рост тарифов на сегодняшний день составил от 5% до 20%».
Неужели справиться с проблемой не помогут малогабаритные машины легче 3,5 тонн? Часть игроков рынка надеются перейти на такие авто. Но полностью удовлетворить спрос не удастся, полагает директор Совета экспертов логистики Ольга Федоткина: «Такого транспорта практически нет. Второй вопрос: сколько будет стоить доставка? Если оценивать доставку в торговые сети товаров первой необходимости, это слишком большая финансовая нагрузка, таких предложений на рынке просто нет».
Часть собеседников «Ъ FM» обратилась за помощью компаниям-посредникам, они обещают ускорить долгий и трудный процесс оформления новых пропусков. Правда, плату они просят немалую — 15 тыс. руб. за одно разрешение на машину. Все эти расходы приведут к повышению цен на товары в Москве, констатирует Сергей Юшин: «Для продукции низкой ценовой категории, например, хлеба и молочных продуктов, транспортная составляющая очень важна. Меньше это скажется на продукции высокой ценовой категории, но рано или поздно так же отразится на ценах».
Изначально требования должны были вступить в силу уже 5 мая. Перенос даты позволит минимизировать проблему.