МЕНЮ
Как изменится рынок автомобильных грузоперевозок, если сойдутся звезды регуляторов и бизнеса
На логистический бизнес влияют десятки внешних факторов: от развития глобальных рыночных отношений до отраслевых нововведений. Так, сейчас повестка рынка российских автомобильных грузоперевозок сосредоточена на повышении уровня «прозрачности» отрасли, развитии цифровизации и расширении границ транспортных коридоров, отмечают эксперты.

На внутреннем рынке мы обсуждаем создание Единого реестра перевозчиков как альтернативу канушевого в Лету лицензирования. Эксперты также говорят об эксперименте по использованию электронной транспортной накладной. Остается на повестке еще один основной драйвер: развитие международных транспортных коридоров Европа – Азия. Не выходят из поля зрения и основные вызовы: высокая доля «серых» перевозчиков, рост тарифов и ставки НДС, недостаток регулирования.


Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина:



Каким должно быть цифровое взаимодействие между государством и бизнесом. И станет ли электронная транспортная накладная драйвером развития отрасли?

«Эксперимент позволит протестировать ключевые элементы процесса обращения электронной транспортной накладной, включая технологические аспекты: создание реестра электронных транспортных накладных и взаимодействие с федеральными органами власти. К ним относятся Министерство внутренних дел Российской Федерации (ГИБДД), Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная налоговая служба.

Также, благодаря эксперименту, отрасль разработает и реализует программу повышения цифровой культуры среди всех участников перевозок. Как следствие, это снизит количество ошибок, рисков и возможных судебных прецедентов при переходе на электронное взаимодействие участников перевозок, а также даст возможность доработать систему в реальных условиях.

В целом, введение электронное транспортной накладной позволит повысить прозрачность рынка и послужит росту доверия к отрасли со стороны государства».


Законопроект, предполагающий создание и ведение Единого реестра грузоперевозчиков в РФ, был внесен на рассмотрение Госдумы 6 февраля. Документом, в частности, предлагается делить перевозчиков на тех, кто оказывает транспортные услуги на коммерческой основе, и кто перевозит грузы для личного пользования. Единый реестр грузоперевозчиков – это альтернатива лицензированию грузовых автоперевозок, которое было отменено в 2005 году. Какие задачи стоят перед единой системой регулирования и как предлагается их реализовывать?

«Реестр позволит упорядочить рынок, послужит росту безопасности и качества грузоперевозок. Мы видим перспективы ограничения ответственности перевозчика, роста страхования, профессиональных стандартов и образования. Концепция законопроекта предусматривает регистрацию всех перевозчиков в едином государственном реестре при условии, что они отвечают критериям: финансовая состоятельность, профессиональная надежность и компетентность.

Мы считаем, что запуск реестра должен быть поэтапным и включать достаточный переходный период сроком не менее полугода. Это позволит снять напряжение на рынке, а также утвердить необходимые для реализации закона подзаконные акты. Кроме того, необходим и поэтапный переход к оценке профессионального соответствия. В частности, требуется создание системы профобучения, переобучения и повышения квалификации.

Ответственность за ведение реестра, с точки зрения делового сообщества, должна быть возложена на федеральный государственный орган, например, Ространснадзор. При этом, включение в реестр и его ведение должно осуществляться на безвозмездной для бизнеса основе».

В сентябре Министерство транспорта РФ согласовало с Министерством финансов начало строительства двух участков трассы «Москва − Казань». Участки эти являются частью международного коридора «Европа − Западный Китай». Первый – от Москвы до Владимира с обходом последнего. Второй – участок в обход Казани. Его планируется «довести» до рoссийско-казахстанского пограничного пункта прoпуска «Сагарчин». Остальные участки трассы находятся в стадии проектирования. Как развитие транспортных коридоров изменит грузовые автомобильные перевозки?

«По оценке членов СЭЛ, такой коридор позволит существенно повысить скорость движения на всем маршруте до Западного Китая. Это актуально, в первую очередь, для температурных и срочных грузов, включая доставку товаров категории e-commerce.

Также такая инфраструктура сможет существенно повлиять на поток транзитных грузов между Европой и Китаем и ускорить динамику автоперевозок на данном направлении. Необходимо учитывать и регуляторную среду в России. Усиление контроля за режимом труда и отдыха водителей, а также ужесточение скоростных режимов формируют предпосылки к снижению эффективности работы водителей и транспортных средств.

Повысить ее возможно за счет увеличения допустимой среднетехнической скорости по трассе. Необходимо предусмотреть возможность замены водителей на маршруте для оптимизации использования разрешенного времени работы, а также развитие придорожной инфраструктуры. И тогда скоростные трассы станут важным фактором роста эффективности автомобильной транспортной логистики. Конечно, с учетом конкурентной стоимости использования таких дорог».

Каким образом рост акцизов на топливо изменит тарифы на рынке и стоит ли закладывать это изменение в годовые контракты с клиентами?

«По нашим оценкам, велика вероятность мультипликативного эффекта, выражающегося в значительном росте цен за услуги перевозки автомобильным транспортом. Рост ставки акциза на топливо перейдет на плечи фактических потребителей этого товара – перевозчиков. И как следствие, приведет к удорожанию самого топлива.

Кроме того, с 1 февраля 2020 года рынок ждет очередное повышение величины тарифа в системе "Платон" – до 2 рублей 20 копеек с текущего значения в 2 рубля 4 копейки. Такая единовременная нагрузка может привести к росту спекулятивных факторов на рынке транспортно-логистических услуг и отразиться на стоимости товаров для конечного потребителя.

Также не стоит забывать о таких факторах как: повышение НДС на два процентных пункта с 2019 года, общие темпы роста потребительских цен, а также отмену с этого года льготы по вычету транспортного налога на разницу платы в систему "Платон»". Все это – дополнительные затраты для бизнеса, которые в совокупности приведут к увеличению тарифов».


Источник: Логирус
Подробности в нашей группе в Facebook
14 ОКТЯБРЯ / 2019