Правительство РФ договорилось с нефтяниками продлить соглашение о "заморозке" цен на бензин и дизтопливо до июля. На встрече было принято решение "донастроить" демпферный акциз на нефть, сделав его более гибким. По нашему мнению, новые соглашения гарантируют стабильность цены на топливо в среднесрочной перспективе, но нефтяные компании могут снова поднять вопрос о пересмотре механизмов для увеличения цен на внутреннем рынке.
Соглашение о сдерживании стоимости цен на моторное топливо было достигнуто в ноябре 2018 года. Стоимость бензина и дизельного топлива было решено зафиксировать на уровне мая-июня, когда отмечались резкие скачки цен на внутреннем рынке. Договоренности должны были действовать до 31 марта 2019 года, а рост цен на бензин и дизельное топливо допускался только на уровне инфляции, заложенной ЦБ РФ равномерно в течение всего 2019 года (4,5%).
Суть соглашения – предложенный и разработанный кабмином механизм демпфера в рамках налогового маневра. Принцип действия демпфера – в специальной ценовой надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке. Главным условием демпфера является увеличение или снижение цены на топливо на 10% от уровней, установленных государством. Таким образом, при сравнительно низкой волатильности мировых цен на нефть, по итогам февраля и в марте демпфер показал свою работоспособность, хотя и не все представители вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) остались им довольны.
На прошедшем совещании вице-премьера Дмитрия Козака с представителями ВИНК было принято решение все же подвергнуть коррекции формулу демпфера и надбавки, чтобы, по словам заместителя председателя правительства, "сделать его более гибким и справедливым". В новом варианте предлагается снизить расчетную цену на дизельное топливо с нынешних 50 тыс. руб./т – на 8%, до 46 тыс. руб./т, а на бензин - с 56 тыс. руб./т на 8,9%, до 51 тыс. руб./т. В результате суммарная годовая выручка нефтяников может увеличиться на 120-190 млрд. руб., при условии сохранения текущих экспортных цен. При этом, если же волатильность цен на экспортных рынках будет высокой, а курс рубля будет снижаться по отношению к мировым валютам, законодательством на этот случай предусмотрен механизм заградительных пошлин.
Схема обратного акциза и демпфера, через которые правительство компенсирует потерю экспортной выручки, являются очень непростыми и действительно не все представители нефтяной отрасли ими удовлетворены. Вероятно, что компании могут снова поднять вопрос о пересмотре механизмов для увеличения цен на внутреннем рынке после окончания действия демпфера 31 марта. Радикальные же предложения нефтяников будут сводиться к тому же, к чему и раньше – получить разрешение повышать цены на светлые нефтепродукты для внутреннего рынка до уровня экспортных индикаторов.
Кроме того, избыток предложения топлива из светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), также способствует сдерживанию роста цен. "Запасы бензина в России в настоящее время на 10% превышают показатель аналогичного периода 2018 года, запасы дизельного топлива - на 30% выше", - сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Поэтому, по итогам совещания с нефтяными компаниями, правительство решило снизить обязательные объемы поставок топлива на внутренний рынок.
По данным Росстата, с 11 по 17 марта в России средние цены на бензин и дизтопливо снизились в 13 субъектах, из которых наиболее заметное снижение цен имело место в Ярославле – на 1,4% и Кызыле – на 1,1%. При этом в 4 центрах субъектов России отмечался рост цен на данные виды топлива: в Великом Новгороде и Владимире – на 0,2%, Твери и Нальчике – на 0,1%. В Москве и Санкт-Петербурге в этот период цены на бензин не изменились. В абсолютном выражении стоимость бензина и дизельного топлива в России в период с 11 по 17 марта составила: АИ-92 – 41,67 руб./л.; АИ-95 – 44,98 руб./л. и 46,9 руб./л за дизтопливо.