МЕНЮ
Найти и удержать: как транспортные компании борются с нехваткой водителей
Повышение зарплаты, улучшение условий труда, карьерный рост, популяризация профессии. С помощью этих мер бизнес предлагает бороться с дефицитом водительских кадров. Насколько эти предложения эффективны? Разбираемся в материале.

Согласно данным комитета по транспортной логистике «Деловой России», в стране не хватает около 50 тысяч водителей. Спрос на специалистов в этой сфере в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 40%.

Водителей становится меньше

Дефицит водителей большегрузов в сфере транспорта и логистики составляет около 20%. При этом текучесть кадров на 8–10% выше, чем в других специальностях в отрасли. Такие данные приводят в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики. Средний возраст водителей растет, а среди молодых людей специальность не популярна.

По мнению игроков рынка, нехватка кадров возникла из-за нескольких факторов. Например, отсутствия профессионального образования и демографический кризис.
«Проблема обострилась после распада СССР, когда профессию водителя грузовика исключили из системы среднего специального образования. Демографический кризис 1990-х годов привел к тому, что за последние годы число граждан трудоспособного возраста существенно сократилось. Согласно данным комитета по транспортной логистике «Деловой России», за пять лет дефицит водителей категории «СЕ», которые управляют грузовиками массой свыше 3,5 тонн, увеличился с 15 до 21%», – сообщил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

С таким мнением согласен еще один участник отрасли — заместитель генерального директора по транспорту компании «ТРАСКО» Михаил Пальков. Сейчас желающие пойти в профессию получают знания самостоятельно, при этом постоянно присутствует фактор, снижающий интерес к работе – сложные условия труда.

«За рулем необходимо быть внимательным и сосредоточенным, следить за маршрутом и безопасностью, своевременно реагировать на разные ситуации в пути. Напряженности добавляют отсутствие физической активности на протяжении многих часов, сбитые режимы сна и питания. Какими бы удобными ни были кресло и кабина автомобиля, как бы четко ни был спланирован график труда и отдыха, условия труда все равно остаются нестандартными. Не каждый готов отказаться от домашнего комфорта на время длительной командировки», – рассказал Михаил Пальков.

Где готовят сейчас?

Пока самый масштабный центр подготовки водителей — ДОСААФ. У него более 80 отделений по всей стране. Но иногда сами компании совместно с колледжами и техникумами организуют обучение для будущих кадров.

«Мы проводим обучение и профессиональную переподготовку в 90 городах России совместно с ДОСААФ и другими площадками. При необходимости наша компания может переквалифицировать сотрудника за свой счет с последующим предоставлением работы. Ежегодно не менее 40 водителей проходят обучение в «Авто-ПЭК» по такой модели», – отметил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

В конце ноября филиал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Уральском федеральном округе обратился с письмом к Министерству транспорта и Торгово-промышленной палате с предложениями ввести изучение устройства автомобилей, а студентов колледжей обучать на права категории С. В городах и районах с населением более 300 тысяч человек предлагается выделять земельные участки для размещения учебных автодромов под грузовики, а сами учебные заведения с лицензиями на обучение этих категорий освободить от налогов за аренду земли.

Чем можно привлечь или мотивировать?

Согласно подсчетам комитета по транспортной логистике «Деловой России», в стране не хватает около 50 тысяч водителей грузовиков.

Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, обращает внимание на то, что бороться с дефицитом в специальности нужно комплексно.

«Необходимо разработать программу популяризации престижа профессии водителя, предоставление гарантий трудоустройства и социального пакета, индексировать размер необлагаемой НДФЛ и страховых взносов выплаты суточных водителям большегрузов.

Если говорить об иностранных водителях, то целесообразно расширить перечень стран, национальные водительские удостоверения которых используются в коммерческих перевозках, и упростить процедуру замены таких водительских документов на российские», – добавила исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.

Решать кадровую проблему бизнес предлагает несколькими способами. Например, повышая престиж профессии с помощью финансовых инструментов – высокой зарплаты. Если сотрудник выполняет дополнительные функции, также это учитывать.

«
Необходимо учитывать, что работа водителя начинается не с момента отправления грузовика из точки А и не завершается по прибытии в точку Б. Часто сотрудник выполняет смежные функции: погрузка/разгрузка, растентовка и так далее. Эти дополнительные задачи должны оплачиваться отдельно, чтобы мотивировать на качественное выполнение обязанностей», – прокомментировал генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Но участники рынка отмечают, что только повышение зарплаты не влияет на решение людей идти работать по специальности.

Еще один способ не только найти и удержать персонал, но и помочь новым сотрудникам быстрее адаптироваться – внедрение системы наставничества. Это форма обучения, при которой более опытный и квалифицированный работник передает свои знания и навыки коллеге с меньшим опытом. Эта система хорошо развита на крупных предприятиях.

Наставничество с поощрением уже внедряют некоторые из участников отрасли, среди которых X5 Transport (ООО «Агро-Авто»): «По данным многочисленных исследований, в том числе внутреннего исследования Х5, средний возраст в профессии повышается. В связи с этим дополнительно сфокусировались на развитии и поощрении внутренней экспертизы: водители со стажем могут стать наставниками и помогать проходить стажировку новым сотрудникам, а также тем, кто только недавно открыл категорию С или Е.

Вовлечение опытных сотрудников в подготовку кадров позволяет снизить риск аварийности, комфортнее пройти адаптационный период и передавать экспертизу внутри компании, обеспечивая непрерывную преемственность».

Обязательным пунктом опрошенные эксперты называют создание комфортных условий труда: улучшенная комплектация салона кабины, высокая крыша, удобное место для сна, выстраивание маршрутов через дома водителей, чтобы те успевали провести время с семьей.

Также предлагают переводить персонал на внутригородские маршруты, если те по объективным причинам не могут выполнять магистральные.


Источник: Monopoly.Online
Декабрь / 2023