Экспедиторов могут обязать проверять и уничтожать отправления и посылки граждан в случае подозрения на содержание в них запрещенных предметов и веществ. Такие полномочия появятся у транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК), которые попадут в специальный реестр властей. Соответствующий законопроект уже внесли в ГД депутаты «Единой России». С 2022 года в РФ нарастает число посылок с наркотиками, оружием и боеприпасами. Новые правила способны серьезно изменить рынок: свою деятельность могут прекратить компании, работающие в тени, полагают эксперты.
Что нельзя отправлять в посылках
Необходимость в изменении сложившейся системы грузоперевозок возникла после ряда фактов, связанных с деятельностью транспортно-экспедиционных компаний (ТЭК). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, с 2022 года фиксируется существенное увеличение выявляемых грузоотправлений граждан, содержащих наркотики, оружие, боеприпасы, драгоценности, контрафакт, а также товары двойного назначения, применимые для терактов. И ТЭК не несут за это ответственности.
Законопроект вводит юридический запрет на отправку гражданами сигнального, холодного, пневматического, газового оружия, боеприпасов, электрошокеров, искровых разрядников, элементов огнестрельного оружия, взрывных устройств, сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых веществ и наркотических препаратов. В качестве груза нельзя отправлять животных и ядовитые растения. В законопроекте указано, что экспедиторов обяжут задерживать и уничтожать грузы, если их содержимое представляет опасность для окружающих.
Для контроля над отправлениями ТЭК предложат закупить рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическую аппаратуру. Для систематизации деятельности таких перевозчиков будет создан реестр экспедиторов, в который потребуется вносить наименование и форму организации, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, ФИО предпринимателя и прочее.
Экспедиторов обяжут хранить информацию о грузах, контейнерах и посылках в течение трех лет и предоставлять ее по первому запросу правоохранительных органов. Без регистрации в реестре деятельность экспедиторов и ТЭК не допускается.
Проект изменений в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» поступил в Госдуму за подписью депутатов Ириной Яровой и Евгения Москвичева 26 июля 2024 года и отправлен для оценки в правовое управление. Рассмотрение законопроекта в первом чтении может состояться уже в сентябре. Эти парламентарии от комментариев отказались. «Известия» направили запросы в Минтранс, Ространснадзор, ФНС.
— К примеру, диверсию на Крымском мосту 8 октября 2022 году удалось организовать через агрегаторов ТЭК с использованием одного интернет-сервиса, — рассказал «Известиям» председатель организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) Олег Павлов. — Агрегаторы позволяют грузоотправителям размещать заказы иногда под вымышленными именами, без указания адреса и государственного регистрационного номера хозяйствующего субъекта, что не мешает им заключать договоры транспортной экспедиции и производить оплату услуг. Неудивительно, что находятся экспедиторы, готовые организовать перевозку сомнительных грузов без разрешительных документов.
ОПИ в октябре 2022-го направила на имя председателя правительства Михаила Мишустина письмо с предложением доработать законы, добавил он.
Перевозки через посредников
— Перевозка посылки в составе сборного груза от неизвестного грузоотправителя (ИП, физлица) несет большие риски из-за возможности принять запрещенный и контрафактный груз, — рассказала «Известиям» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. — Согласно документу, контроль должен включать скоринг грузоотправителя и проверку сопроводительных документов силами экспедитора и, возможно, проверку груза в присутствии перевозчика. Тут можно привести в пример перемещение грузов через границу.
Таможней разработан регламент выявления рисков и выборочного контроля грузов. Но участники рынка логистики не смогут оснастить свое оборудование наравне с таможенными постами, отметила эксперт. Она добавила, каждая сторона может нести ответственность только за то, что может прямо проконтролировать.