Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина выступила в аналитическом блоке «Итоги, прогнозы, инновации» в рамках TransRussia Summit.
Руководитель отметила, что СЭЛ не рассматривает изменения законодательства с позиции ожидания. Бизнес должен вести диалог с государством, предлагать новое, менять устоявшееся, правильно занимать активную позицию, за последние несколько лет компании стали достаточно активным.
На прошлой неделе президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому размер суточных, необлагаемых НДФЛ, при осуществлении международных перевозок будет повышен с 2500 р. до 3500 р. Однако документом не предусматривается увеличение размера суточных внутри страны, а значит апрельские поручения президента, сформированные по итогам встречи президента с руководителями логистических компаний, выполнены не в полном объеме. В январе 2025 года Союз продолжит работу над этим вопросом, сообщила Ольга Федоткина.
Руководитель СЭЛ подчеркнула, что сегодня разрабатывается законопроект о введении допуска на рынок при осуществлении грузовых перевозок автомобильным транспортом. Союз экспертов логистики концептуально поддерживает необходимость установления формы допуска, потому что это обелит рынок. Однако создание соответствующего реестра требует детальной и тщательной проработки с привлечением делового сообщества. При участии Союза ведется детальная работа над положениями документа. Вероятно, что закон вступит в силу уже в следующем году.
Параллельно разрабатывается и реестр экспедиторов в рамках законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Документ носит рамочный характер и не уточняет ряд необходимых законодательных требований, среди которых порядок формирования и ведения реестра, правила включения в него, сроки проверок, ответственность за предоставление недостоверной информации. Отсутствие этих критериев может нести в себе репутационные и экономические риски для участников рынка, а также социальные для потребителя.
Эксперт отметила, что нововведение предполагает возложение на экспедитора дополнительной ответственности и бизнес не сможет оборудовать все площадки для разгрузки и погрузки специальными техническими средствами по проверке груза наравне с таможенными постами.
В заключение руководитель напомнила участникам отрасли, что с 1 июля 2025 года ряд перевозочных документов должны будут формироваться исключительно в электронном виде. Правительству предстоит установить соответствующий перечень документов. Говоря об электронных перевозочных документах, она отметила, что необходимо обеспечить возможность интеграции информсистем субъектов, которые ежегодно устанавливают временные ограничения и выносят акты об административном правонарушении, с ГИС ЭПД. Это исключит возможность автоматического привлечения к ответственности перевозчиков, перевозящих пищевые продукты.