В частности, при всем недискриминационном доступе власти планируют сохранить объем перевозки угля в 2025 году на уровне 2024-го.
Сколько грузов вывозят железной дорогойСогласно прогнозу социально-экономического развития России на 2025–2027 годы, который правительство вносило в Госдуму вместе с бюджетным пакетом, за весь 2024 год на железной дороге должны были погрузить в общей сложности 1,239 млрд тонн грузов, что на 0,3 % больше, чем в 2023 году, тогда как грузооборот
был запланирован в объеме 2588,2 млрд тонно-километров – на 1,9 % меньше. В январе – октябре 2024 года погрузка
уменьшилась в сравнении с тем же периодом 2023 года на 4,2 %, до 986,6 млн тонн. В структуре грузов наибольшие доли – 27,7 % и 17,5 % – пришлись на каменный уголь (это 273,4 млн тонн, –6,2 %) и нефть и нефтепродукты (172,5 млн тонн, –0,8 %). Ожидается, что в 2027 году погрузка грузов на железной дороге вырастет на 9,7 %, до 1358,6 млн тонн, а грузооборот увеличится на 14,6 %, до 2 трлн 967,3 млрд тонно-километров. Цифры касаются всех направлений перевозки.
План по перевозке железной дорогой одного только угля из угледобывающих регионов – Кемеровской, Иркутской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва, Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия) – в 2024 и 2025 годах
оцененпримерно в 100 млн тонн. По словам вице-премьера России Александра Новака, в 2025 году на Восток из Кузбасса для последующего экспорта планируется вывезти 54,1 млн тонн угля – такой же объем
был предусмотрен к вывозу по железной дороге из региона к восточным портам в 2024 году в соответствии с заключенным год назад соглашением между правительством Кемеровской области и ОАО «РЖД».
Между тем, согласно ранее приведенным «Коммерсантом» расчетам экспертов по вкладу перевозимых грузов в ВВП и бюджет в пересчете на тонну, лидером в этом отношении являются контейнерные грузы. За ними идут черные металлы и нефтяные грузы. Поэтому, как считает возглавляющий Национальный исследовательский центр перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин,
нужно выстраивать приоритеты на железной дороге с точки зрения доходности таких грузов.
Начавшийся год покажет, окажется ли равный доступ еще и эффективным.