Это может негативно сказаться на финансовой устойчивости закредитованных перевозчиков
Средняя ставка на перевозку грузов автотранспортом по России в январе - феврале 2025 г. снизилась на 7% к тому же периоду прошлого года до 66,6 руб./км, следует из данных логистической платформы "Монополия", которые есть у "Ведомостей". Биржа грузоперевозок ATI.SU фиксирует еще более заметное снижение за сопоставимый период (-12%). Абсолютных показателей она не приводит.
Динамика ставок в 2024 г. на платформах из-за разных моделей бизнеса и методик оценки была разнонаправленной. Индекс ATI.SU FTL, который отражает динамику цен на грузоперевозки по 100 наиболее популярным направлениям в стране, снизился на 8%. Согласно данным "Монополии", средняя ставка на перевозки по России в прошлом году была на уровне 69,6 руб./км, что на 8% больше по сравнению с 2023 г.
В 2023 г. на рынке грузоперевозок был аномальный рост тарифов, но с января 2024 г. началось их постепенное снижение в месячном выражении, говорит представитель "Монополии". По его словам, в начале 2025 г. тарифы стали падать еще быстрее: например, за январь тариф просел на 6% в годовом выражении до 68 руб./км, за февраль - на 9% до 65 руб./км.
При этом количество доступных для перевозки грузовиков на платформе "Монополия" за первые два месяца 2025 г. выросло на 8% в годовом выражении и составило 88 026 единиц. За последние два года многие логистические компании существенно увеличили парки (в основном в лизинг) и теперь вынуждены их эксплуатировать, чтобы платить за подорожавшую аренду техники, объясняет собеседник.
Продавцы перевозимой продукции стремятся удерживать стоимость товаров с учетом покупательной способности населения, при этом стоимость затрат на осуществление перевозки растет, но не компенсируется увеличением тарифа, отмечает представитель "Монополии". Общее количество заявок на перевозку по России, размещенных на платформе, в январе - феврале выросло на 18% в годовом выражении. Тот же показатель на бирже ATI.SU снизился на 7%.
Высокая ключевая ставка, по его словам, не только делает стоимость заемного финансирования и лизинга выше, но и снижает покупательную способность населения. "В совокупности эти факторы обусловливают снижение тарифов. Эта ситуация может сказаться на финансовой устойчивости отдельных перевозчиков, особенно тех, кто работает с высокой долговой нагрузкой", - резюмирует собеседник.
Заместитель гендиректора по развитию ГК "Деловые линии" Дмитрий Хрущалев говорит, что объем перевозок компании по России в январе - феврале 2025 г. остался на уровне того же периода прошлого года. Отсутствие роста связано с экономической ситуацией в стране, пояснил он.
Количество внутрироссийских рейсов, сделанных компаниями из Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов ("Автогрузэкс"), снизилось за два месяца 2025 г. на 30% в годовом выражении, говорит президент объединения и замдиректора ПЭК Вадим Филатов. В ассоциацию входит 18 транспортно-логистических компаний с общей численностью автопарков около 20 000 единиц. Около 20% от этого количества простаивает в условиях нехватки грузов, говорит Филатов.
Снижение объема грузов часть перевозчиков заметила еще в начале 2024 г., часть - осенью прошлого года, продолжение этого тренда наблюдается и в 2025 г., указывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
Основной причиной этого он называет высокую ключевую ставку, которая не дает возможности брать дешевые деньги для развития бизнеса. Также есть мнение, что в момент разрыва цепочек поставок и проблем с трансграничными платежами часть производителей сильно увеличила количество сырья и готовой продукции на складах, которые в настоящий момент расходуются или продаются, добавил Миронов.
Что происходит на рынке грузовиков
По итогам 2024 г. в России было продано 124 000 тяжелых грузовиков - на 14% меньше, чем годом ранее. В эту категорию входят седельные тягачи, используемые для перевозки полуприцепов с грузом, самосвалы, бортовые грузовики, фургоны и спецтехника. Рынок этой техники в 2023 г. достиг максимума за последние 15 лет, составив 143 700 единиц.
Традиционно доля лизинга в этом сегменте составляет порядка 90%. Количество лизинговых сделок с грузовым транспортом в 2024 г. снизилось примерно на 30% в годовом выражении, подсчитали в "Альфа-лизинге".
Гендиректор ГК "Делко" Санджар Ашуралиев отмечает, что дефицита грузов сейчас нет, но транспортная отрасль испытывает давление из-за снижения тарифов на перевозки. По его словам, рыночная ставка сейчас находится в отрыве от себестоимости перевозки. "Она несправедлива для перевозчиков и не позволяет справляться с кредитной нагрузкой. В таких условиях транспортным компаниям невыгодно развивать бизнес", - говорит топ-менеджер.
Себестоимость автоперевозок в 2024 г. в среднем выросла на 15%, на столько же снизились тарифы, продолжает Ашуралиев. По оценке Филатова, себестоимость доставки грузов выросла на 12%, размер лизинговых платежей - до 27-28%, утильсбора - на 75-80% год к году, затрат на ремонт техники - на 20%. Себестоимость перевозок продолжает расти, среди негативных факторов - увеличение стоимости техобслуживания транспорта, соглашается Миронов.
Складывающаяся ситуация, по оценкам Ашуралиева, может привести к тому, что в стране высвободится около 30% грузового автопарка. Это спровоцирует рост ставок на 20-25% во втором полугодии 2025 г., прогнозирует он. Миронов считает, что ожидаемое снижение ключевой ставки может привести к увеличению объемов грузов на рынке начиная со второго полугодия.
Негативное влияние на ставки перевозки оказал профицит транспорта и рост ключевой ставки, вслед за которым произошло увеличение процентных ставок по лизингу и кредитам, говорит исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. Члены СЭЛа прогнозируют рост тарифов на перевозку более чем на 25% в ближайшее время, отмечает она. Рост ставок по некоторым маршрутам станет заметен уже в апреле в связи с началом весенней просушки дорог, летом темпы роста увеличатся, так как не все автоперевозчики удержатся на рынке, полагает она.