МЕФТ подготовил Резолюцию по вопросам развития отрасли такси и городской мобильности за 2025 год и направил в профильные органы власти для учёта интересов представителей таксомоторной отрасли при формировании государственной политики, совершенствования законодательства и регулирования в сфере легкового такси.
На протяжении всего года МЕФТ проводит работу с участниками отрасли по формированию инициатив, направленных на совершенствование рынка такси, в том числе в ходе подготовки ежегодного
Доклада МЕФТ «О состоянии организации перевозок легковым такси в субъектах Российской Федерации» (с участием уполномоченных органов власти 83 субъектов) и
Экспертного исследования «Тренды, вызовы и задачи таксомоторной отрасли».
Предложения обсуждались в ходе ХIII Международного Евразийского форума «Такси», который в этом году состоялся 14-15 августа 2025 года в Москве. По итогам форума формируется Общественная Резолюция.
В каких изменениях нуждается рынок таксомоторных перевозок по мнению отрасли?Среди предложений:- Сбалансированная локализация автомобилей такси
Новый закон о локализации, устанавливающий требования к автомобилям такси, создает неопределенность для рынка. Отсутствуют итоговые утвержденные перечни подходящих моделей, прозрачные критерии их отбора и понятный план перехода. Это создает риски для перевозчиков, особенно для самозанятых водителей, которые могут не успеть адаптироваться к новым
требованиям.
МЕФТ предлагает разработать четкие и прозрачные правила применения нового закона о локализации автомобилей такси, предусмотрев гибкий переходный период. Отсутствие утвержденных перечней подходящих моделей и прозрачных критериев создает риски для перевозчиков. Для организованного и мягкого перехода необходимы: ускорение утверждения перечня соответствующих закону автомобилей, предоставление отсрочки для самозанятых водителей, разработка дорожной карты перехода, которая будет учитывать реальные возможности таксопарков и автопрома, и методическая помощь регионам по практическому применению закона и принятию всех необходимых региональных НПА со стороны Минтранса России.
- Увеличение штата сотрудников и создание в регионах отдельных специализированных подразделений для работы с такси
Новый масштабный закон о такси № 580-ФЗ значительно увеличил нагрузку на чиновников, но количество сотрудников, отвечающих за его исполнение, осталось прежним. Зачастую эти обязанности возложены на специалистов по смежным вопросам транспорта, которые физически не успевают оперативно работать с заявлениями перевозчиков и граждан. Это приводит к задержкам,
росту недовольства и ослаблению контроля за безопасностью перевозок.
В условиях возросшей нагрузки на региональные органы исполнительной власти сотрудники смежных направлений, на которых в настоящее время возложены обязанности по организации работы такси, зачастую не имеют возможности своевременно и полноценно обрабатывать поступающие заявления и обращения граждан. Это ведёт к затягиванию сроков предоставления
государственных услуг, росту социальной напряжённости и снижению качества государственного контроля за исполнением требований Федерального закона № 580-ФЗ.
- Отмена требования для водителей такси работать по месту регистрации
Одной из ключевых инициатив, выработанных при участии МЕФТ, является отмена требования для водителей такси работать только по месту своей постоянной регистрации. Сегодня для получения разрешения на деятельность в сфере такси самозанятый таксист должен иметь постоянную прописку и стоять на налоговом учете в субъекте. ИП должен иметь постоянную прописку. Если законопроект примут, у самозанятого водителя не будет обязанности по прописке, но он должен будет встать на налоговый учет в субъекте. Инициатива выработана при непосредственном участии МЕФТ.
В феврале этого года МЕФТ провел исследование, которое также подтвердило, что дефицит кадров и сложности при реализации законодательства – среди ключевых барьеров для развития таксомоторной отрасли.
- Ускорение принятия поправок в КоАП РФ, которые установят административные наказания для нелегальных перевозчиков и агрегаторов
Для повышения эффективности контроля за соблюдением требований безопасности и обеспечения равных условий ведения бизнеса для соблюдающих требования закона и нелегальных перевозчиков необходимо ускорить принятие поправок в Кодекс об административных правонарушениях.
Поправки установят четкие меры административной ответственности для
нелегальных перевозчиков, агрегаторов и водителей такси, что поможет устранить существующий правовой вакуум.
- Внедрение межведомственного электронного взаимодействия
Сделать проверку водителей такси максимально быстрой и удобной за счет того, чтобы госорганы обменивались необходимыми сведениями напрямую без участия заявителя: организовать систему межведомственного электронного взаимодействия. Это позволит автоматически проверять необходимую информацию о кандидатах через ФНС, МВД России и ГУОБДД МВД России, ГУ
МВД России, другими государствами избавив их от необходимости предоставлять многие документы (например, справку о судимости) в бумажном виде.
- Решение проблемы смены собственника автомобиля
Вступление в силу закона о локализации создает риски правового коллапса для действующей модели бизнеса. С марта 2026 года в реестр можно будет вносить только автомобили отечественного производства. Транспортные средства, уже получившие разрешение, смогут работать, однако при переоформлении на другого перевозчика (например, при смене собственника или сдаче в аренду водителю-ИП) их разрешение будет аннулировано, а получить новое будет
невозможно. МЕФТ предлагает сформировать конкретные предложения по решению этого вопроса.
- Создание рабочей группы для объективной оценки целесообразности введения отдельного правового регулирования для райдхэйлинга и формирования отдельных условий для самозанятых водителей такси
Определить с учетом мнений всех сторон, необходим ли дифференцированный подход к регулированию, учитывающий специфику работы водителей на личных автомобилях, в отличие от традиционного такси. В рамках этого подхода необходимо оценить возможность и целесообразность установления для таких водителей отдельных условий для работы в такси.
Источник: пресс-служба МЕФТ