Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики:
– Интересы отправителя и оператора могут совпадать при организации постоянных отгрузок. Тогда грузовладельцы стремятся иметь пул контрактов с операторами на предоставление вагонов по согласованным ставкам на конкретный период. Заявка при этом подается на конкретную дату, и оператор планирует подачу вагонов. Оба заинтересованы в тесном взаимодействии. А вот при незапланированных отгрузках ситуация иная: клиент будет запрашивать вагоны у нескольких операторов – и если встретит несколько предложений, то попробует сыграть на понижение ставки. Однако сейчас чаще можно столкнуться с обратной ситуацией, когда на один вагон заявляются два и более грузоотправителей. В таком случае оператор согласует подачу вагона по более высокой ставке. А если вагон отсутствует в ближайшей дислокации, то грузовладелец будет вынужден заплатить еще и за порожний подсыл с дальнего расстояния. Баланс интересов может быть достигнут в случае расширения доступа грузовладельцев к информации о порожних вагонах по фиксированным ставкам, что снизит вероятность развития ситуации, когда цену диктует оператор.