К законопроекту о реестрах грузоперевозчиков вопросы есть как у водителей-частников, так и у гигантов рынка. Возможно, именно поэтому запланированное на июнь рассмотрение в Госдуме до сих пор не состоялось.
Законопроект о реестрах не оставил равнодушным никого: и малый бизнес, и крупные транспортные компании были взбудоражены возможным возвращением лицензирования. Обсуждения шли, в основном, в негативном ключе: положения законопроекта существенно усложняли жизнь предпринимателей. Намерение правительства ужесточить контроль казалось непреодолимым: в марте
документ прошел предварительное рассмотрение, а первое чтение было назначено на июнь.
Но летом Госдума так и не рассмотрела знаковый для отрасли законопроект. Недавно мы связались с ответственным комитетом и узнали, что документ, по всей видимости, не будет рассмотрен и в рамках осенней сессии.
— В графике законопроект не стоит, и до конца года, скорее всего, рассмотрен не будет. Разве что в экстренном порядке его как-то поставят, но пока это не планируется, – сообщили нам в нижней палате парламента.
Почему медлит Госдума? По мнению перевозчиков, задержки могут свидетельствовать о продолжающейся работе над текстом документа.
— На данный момент инициатива содержит дублирующие уже существующее законодательство нормы, а часть требований эксперты отрасли считают избыточными и нуждающимися в доработке. Вероятно, задержки с рассмотрением могут быть связаны как раз с проработкой спорных моментов, – отмечает директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии" Александр Лашкевич. Президент ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко считает, что простыми поправками здесь не обойтись – проблема заключается в самой сути законопроекта. — Задержки могут быть связаны с тем, что концепция реестра крайне сырая и не выдерживает никакой критики. Эта идея настолько не соответствует реалиям, что мы в свое время приняли решение не участвовать в обсуждениях – потому что обсуждать, в сущности, нечего. Тот факт, что рассмотрение законопроекта в очередной раз отодвинули, говорит о том, что у его создателей нет четкого понимания, ради чего он нужен. Что не так с реестрами?
— Существующая редакция законопроекта несет в себе риски, включая рост финансовой и административной нагрузки, рост напряженности в профессиональной среде, угрозу коррупционной составляющей, – объясняет исполнительный директор Союза экспертов в сфере транспорта (СЭЛ) и логистики Ольга Федоткина. – Законопроект фактически запрещает заниматься перевозками до включения в реестр. Мы считаем, что включение должно быть добровольным и не создавать условия, когда часть предпринимателей будет лишена возможности вести бизнес. Ольга Федоткина отмечает, что запуск реестров нужно сделать поэтапным и предусмотреть достаточный "переходный период", который снимет недовольство и напряжение на рынке. Вести реестр, по мнению эксперта, должен федеральный орган – например, Ространснадзор (в текущей версии законопроекта ответственность за ведение вообще не прописана). В целом же документ, по мнению главы СЭЛ, требует серьезной доработки.
— В случае готовности авторов к учету мнения бизнеса, мы можем ожидать дальнейшего продвижения этой инициативы, – резюмирует Ольга Федоткина.
Валерий Войтко, в свою очередь, отмечает: требования, выставляемые авторами законопроекта к перевозчикам, вовсе не являются гарантией их добросовестности.
За и против Перевозчики сходятся во мнении о сырости текущей версии законопроекта, но к самой идее учета предпринимателей относятся по-разному.
По мнению Александра Лашкевича, реестр грузоперевозчиков с четким указанием компаний, работающих в отрасли, повысит прозрачность рынка и даст перевозчикам возможность заявить о себе как о надёжных контрагентах.
— Реестр перевозчиков и экспедиторов важен для обеления рынка, так как позволит упорядочить сектор, послужит росту безопасности и качества грузоперевозок, – отмечает Ольга Федоткина.