Без введения возможных льгот для добросовестных перевозчиков, например, на уплату транспортного налога, малый бизнес и индивидуальные предприниматели рискуют столкнуться с серьезными финансовыми проблемами, – уверена исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.
Еще один риск, с которым могут столкнуться перевозчики – некорректная работа системы.
— Если регионы будут самостоятельно выбирать операторов, у перевозчиков могут возникнуть проблемы не меньшие, чем при введении АСВГК, – уверена Ольга Федоткина. – Это неисправности оборудования, отсутствие понятных инструментов обжалования штрафов и прочее. Поэтому мы считаем, что такой проект должен контролироваться на федеральном уровне и иметь единого оператора.
В то же время в СЭЛ отмечают положительное влияние системы не только на состояние федеральных трасс, но и на отрасль в целом.
— Мы видим, что средства направляются в строительство и восстановление дорог, что является серьезным плюсом для отрасли, в том числе, за счет отмены весенних ограничений на федеральных трассах. Система также стимулирует обеление отрасли за счет сбора информации об участниках транспортно-логистического рынка, а это позволяет бороться с нелегальными игроками, – отмечает Ольга Федоткина.
Малый бизнес против
Представители объединений и профсоюзов, членами которых являются небольшие компании и индивидуальные предприниматели, настроены менее оптимистично. Их можно понять: введение «Платона» на региональных трассах МСБ переживал тяжелее, чем крупные игроки.
— В связи с усложнившейся ситуацией порядка 60% членов нашего профсоюза разорились и бросили бизнес, – рассказывает председатель межрегионального Профсоюза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов. – Региональных дорог у нас в 10 раз больше, чем федеральных, поэтому издержки перевозчиков могут возрасти еще сильнее. А чиновникам в регионах это выгодно, поэтому они и делают такие заявления, прощупывая общественное мнение.
Распространение «Платона» на региональных дорогах председатель МПВП считает вопросом времени. Он уверен: система может взять под контроль среднетоннажные грузовики и другой коммерческий транспорт.
— Кнопочка, включающая «Платон» для всех машин, существует в программе. И для автобусов, и для легковых автомобилей: программа писалась на весь подвижной состав, – утверждает Александр Котов.
Эту точку зрения разделяет координатор Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров:
— Мы еще в 2015 году говорили, что стоит только систему запустить, и она распространится по всем дорогам. Вполне возможно, что в обозримом будущем так и случится, – уверен он.
По мнению координатора ОПР, расходы уже зарегистрированных в системе перевозчиков на «Платон» могут возрасти на 20%. Тяжелее всего придётся предпринимателям, которые не пользуются федеральными автодорогами и потому вообще не платят за проезд: для них увеличение издержек станет особенно ощутимым.
— Это будет ужасно, причем не только для перевозчиков, но и для всех остальных граждан России, ведь «Платон» на региональных дорогах приведет к новому витку роста цен, – оценивает нерадужные перспективы Александр Котов.
* * *
Малые и крупные перевозчики по-разному оценивают перспективу распространения «Платона» на региональных дорогах, однако и те, и другие считают её вполне реальной. Кроме того, предприниматели уверены: расширение «Платона» приведёт не только к увеличению их собственных издержек, но и к росту цен практически не все товары, что чревато ростом социальной напряженности. Возможно, именно поэтому Минтранс, некогда поддержавший возможность расширения системы, сегодня занимает выжидательную позицию и не спешит соглашаться с предложениями региональных чиновников.
При этом продажи главного российского конкурента иностранных грузовиков, тягача КАМАЗ-5490 выросли на 5,7% - до 2082 единиц. Но экономическая турбулентность ощущается и в Набережных Челнах: недавно стало известно, что руководство Камского автозавода пересмотрело планы продаж на текущий год с 58 тыс. до 52 тыс. тяжелых (полной массой 14-40 тонн) машин.
— Падение спроса на тяжелые грузовики, безусловно, связано с замедлением роста грузовой базы, – рассказывает Андрей Ботвиньев. – Но есть и другие причины. В последние годы многие крупные перевозчики обновили автопарки, поэтому объем средств на приобретение новой техники снизился. Кроме того, сказывается общее настроение бизнеса в стране. Это неуверенность в завтрашнем дне, базирующаяся на текущем состоянии экономики.