МЕНЮ
Все автомобили России войдут в историю
ГИБДД создает федеральную систему с данными о 60 миллионах транспортных средств
Граждане получат доступ к данным об истории любой машины: ГИБДД создаст единый реестр транспортных средств. Сведения можно будет бесплатно получить через портал госуслуг или сайт Госавтоинспекции. Полицейские и судьи будут через этот же реестр получать личные данные о владельцах машин для своих нужд. Для запуска реестра МВД планирует запросить финансирование из федерального бюджета — его объем пока неизвестен, но реестр должен заработать в августе.

Создание государственного реестра транспортных средств предусмотрено проектом постановления правительства, который МВД разместило на regulation.gov.ru. Новая система заработает 4 августа вместе с законом «О государственной регистрации транспортных средств», о котором "Ъ" уже рассказывал. В реестре будут содержаться сведения обо всех транспортных средствах и совершаемых с ними действиях.

На начало года в России зарегистрировано более 60 млн транспортных средств. Данные о них содержатся в федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД, но у граждан доступа к ней нет. Проверить историю машины можно через сервис на сайте ГИБДД, который делает запросы в ФИС, но в последнее время ресурс работает нестабильно (вчера, к примеру, он был недоступен практически весь день).

Реестр транспортных средств станет отдельной системой. Любой гражданин сможет запросить бесплатную выписку из реестра в бумажном или электронном виде через портал госуслуг или через мобильное приложение, которое будет впоследствии создано. В выписке будут указаны VIN, регистрационный знак, год выпуска, экологический класс, мощность двигателя. Можно будет увидеть, сколько собственников было у машины, какое время они владели транспортным средством. История будет доступна не сразу: сначала в реестр загрузят данные обо всех машинах и их текущих собственниках на 4 августа. Личные данные (ФИО, ИНН, номер паспорта, СНИЛС и адрес регистрации) будут доступны сотрудникам полиции, прокуратуры, следователям, судьям, налоговым и таможенным сотрудникам — им также покажут сведения о расположении руля автомобиля и номере паспорта транспортного средства (ПТС). История всех запросов будет также сохраняться.

Создание системы потребует «выделения средств из федерального бюджета», точная сумма в пояснительной записке не указана. Информационная система для сбора данных об автомобилях уже есть: ее некоторое время назад запустила дочерняя структура «Ростеха» — АО «Электронный паспорт». Она понадобилась для перехода на электронные ПТС в странах Таможенного союза. Машины с такими паспортами уже есть, но пока их только 153. С 1 ноября 2019 года все транспортные средства, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ, будут выпускаться в обращение только с электронными паспортами. В ГИБДД, по данным "Ъ", с самого начала скептически относились к проекту, не желая делиться с компанией данными из ФИС. В «Ростехе» проект курирует бывший начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов.

«С юридической точки зрения создание реестра не вызывает вопросов, выписка из него может быть интересна для граждан,— заявил "Ъ" директор департамента научно-технической деятельности АО "Электронный паспорт" Борис Ионов.— Не очень понятно, зачем в реестре сведения о расположении руля, а также о производителе». О конкуренции с системой электронных ПТС речи не идет, уверяет господин Ионов: в ней, в отличие от реестра ГИБДД, будут содержаться данные обо всех машинах в странах Таможенного союза, а также о страховке, техосмотре, залогах и кредитах.

Уже есть онлайн-сервисы, через которые можно узнать состояние машины и пробег, говорит гендиректор «Яндекс.Вертикалей» (сервисы «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Яндекс.Работа») Антон Забанных. «Рынок уже регулирует эти проблемы своими силами,— говорит он.— Проект государственного реестра продолжает эту логику: чем больше у потребителя информации, тем спокойнее ему сделать выбор. Другой вопрос, что именно будет доступно в реестре и из каких источников. Например, данные о пробеге очень сложно отследить, хотя они востребованы. Будут ли там данные о ремонтах? Как эти данные будут добавляться в базу?» В Госавтоинспекции, по сведениям "Ъ", уже думают о возможном расширении перечня данных. Создание реестра будет способствовать «обелению» рынка, считает гендиректор CarPrice Денис Долматов, но одна лишь эта мера «заметного влияния на рынок не окажет». Важно, чтобы реестр был защищен от несанкционированного доступа, говорит эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман. По его словам, случаи «воровства» личных данных уже есть: недавно ряд СМИ сообщили о сайте, где можно было за деньги по номеру телефона, VIN и госномеру получить данные о парковочных сессиях в столице, возрасте и имени владельца.

Подробности в нашей группе в Facebook
Источник: Коммерсант

2 МАРТА / 2019