По данным ГТЛК, объем грузовых перевозок внутренним водным транспортом в России в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшился всего на 0,8 %, а перевозки грузов морским транспортом, напротив, выросли на 20 %. Грузооборот морских портов РФ в 2022 году восстановился к уровню допандемийного 2019 года, правда, увеличившись всего на 0,7 % – до 841,5 млн тонн. При уменьшении перевалки сухогрузов на 2 % увеличилась перевалка наливных грузов на 3,4 %. Сдержать негативные тенденции в грузообороте из-за европейских ограничений на поставки нефти и угля позволило наращивание сотрудничества с дружественными торговыми партнерами. В сегменте пассажирского водного транспорта было зафиксировано сокращение перевозок морем на 24 % и, напротив, увеличение на 3,9 % – по внутренним водным путям.
Грузовые и пассажирские перевозки автотранспортом по итогам 2022 года выросли в России на 0,3 % и 3,1 %, констатирует ГТЛК.
Инфраструктура в помощь
Понятно, что с целью обеспечения роста отрасли в стране необходимо, прежде всего, обеспечить модернизацию транспортной инфраструктуры, включая построение новых логистических маршрутов и развитие международных транспортных коридоров. Реализация соответствующих планов требует значительных вложений.
В 2023–2025 годах на развитие транспортной инфраструктуры планируется выделить из бюджета свыше 4 трлн рублей (бюджетные средства в 2022 году составляли около 1,3 трлн рублей).
В ноябре 2022 года министр транспорта РФ Виталий Савельев на заседании правительства заявлял об увеличении инвестпрограммы РЖД в 2023 году к 2022 году на треть – до 1 трлн 74 млрд рублей. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры потребует инвестирования в текущем году 440 млрд рублей, или более 40 % от объема инвестпрограммы. При этом на развитие второго этапа Восточного полигона выделяется 250 млрд рублей. В проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году будет вложено 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей планируется израсходовать на ремонт более 4,8 тыс. км путей. В 1,5 раза – до более 202 млрд рублей – будут увеличены расходы на закупку подвижного состава (речь идет о поставке свыше 600 локомотивов и 330 вагонов электропоездов). Часть средств составит взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании на приобретение 225 пассажирских вагонов, а также инвестиции в соцпроекты. На развитие пунктов пропуска и тыловых терминалов РЖД в текущем году направит 7,5 млрд рублей.
Для развития аэродромной сети России в 2021–2035 годах предусмотрена реконструкция 62 аэродромов и аэропортов, а также строительство 53 аэродромных площадок. В 2023 году реконструкция и строительство аэропортов потребует вложения 36 млрд рублей. Одним из проектов, запланированных к реализации к 2024 году, является строительство нового аэровокзала площадью 14 тысяч квадратных метров и пропускной способностью 800 пассажиров в час в Магадане. Кроме того, к концу 2023 года предполагается построить новый терминал в аэропорту Ставрополя, а в 2025 году начнется возведение комплекса аэропорта Ижевска. Также будут обновлены аэропорты Мурманска, Читы, Полярного, Усть-Неры, Тынды, Бухты Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорска.