Автоперевозчики и логисты попросили Минтранс снизить стоимость специальных разрешений на проезд по региональным и муниципальным дорогам, выдаваемых в период так называемой весенней просушки трасс. Об этом говорится в письме комитета по транспортной логистике «Деловой России» в министерство от 28 апреля.
Проработать возможность установки пониженного тарифа предлагается для регионов, в которых в нормативном состоянии находится более половины дорог (насколько он должен снизиться, не указано).
Ограничения на проезд большегрузов по региональным дорогам действуют каждую весну, чтобы снизить ущерб для покрытия во время весенней распутицы. Для разных регионов устанавливаются разные сроки в зависимости от климатических условий, но в большинстве субъектов РФ ограничения действуют с марта по середину мая, на Дальнем Востоке – до начала июня. В регионах Крайнего Севера период продолжается до середины июня. Например, в Магаданской области на 2023 г. ограничения установлены с 15 мая по 14 июня.
Уже с марта большинство фур вынуждены объезжать региональные трассы, увеличивая время доставки груза до пяти часов в зависимости от направления, либо покупать спецразрешения на проезд. Цена последних доходит до 280 000 руб. в месяц.
Каждый регион самостоятельно устанавливает не только период просушки, но и максимальную разрешенную для проезда нагрузку на ось для грузовиков. Например, в Республике Алтай допустимая осевая нагрузка составляет 5 т для одиночной, 4 т для двухосной и 3 т для трехосной тележки грузовика, а в Архангельской области – 3,5 т вне зависимости от количества осей. При этом ограничения не распространяются на перевозку продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарств. При перевозке крупногабаритных и проектных грузов разрешения выдаются только на те из них, которые «нельзя разделить на части без потери потребительских свойств», следует из приказа Минтранса, выпущенного в июне 2018 г.
Этим же приказом ограничения на проезд по федеральным трассам в весенний период Минтранс отменил на фоне улучшения их нормативного состояния.
Объем грузовых автоперевозок в 2022 году вырос на 1% в годовом выражении Теперь участники рынка опасаются оттока грузовой базы к конкурентам из соседних государств Оформить электронный пропуск на проезд через регионы можно на сайте Росдормониторинга или на региональном портале госуслуг. В заявлении необходимо указать различные характеристики транспортных средств (ТС), груза и маршрута. Заявка оформляется за пять дней до перевозки, соответственно, компания должна знать заранее, какой грузовик и по какому маршруту поедет. Но система, по словам перевозчиков, работает неоптимально.
«Если маршрут изменился, оперативно скорректировать электронный пропуск не получится», – рассказал «Ведомостям» замдиректора ПЭК, руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов. Коммерческий директор Dentro Альбина Дронова добавляет, что при возникновении нештатных ситуаций на дороге «добиться обратной связи от Росдормониторинга и региональных ведомств сложно, приходится ждать несколько рабочих дней».
Высокая стоимость пропусков, доходящая до 280 000 руб. в месяц, по оценкам «Деловой России», увеличивает себестоимость перевозки при проезде по региональным трассам на 23%. Расходы на оформление пропуска перевозчики, по словам Дроновой, вынуждены закладывать в тариф для клиента.
«ТС можно загружать на максимально допустимый для беспрепятственного проезда вес, распределяя груз по осям. При правильном расположении груз может пройти по ограничениям в регионе, а при неправильном – показать превышение», – пояснил руководитель инструкторского отдела платформы цифровой логистики Monopoly Online Андрей Дьяволов. Но, например, в Хабаровске, Новосибирске и Благовещенске допустимая нагрузка составляет 3 т на ось – это меньше, чем весит пустой седельный тягач с прицепом средней грузоподъемности. Поэтому доставлять туда грузы можно только малотоннажным транспортом, подчеркивает Филатов.
Если перевозчику важнее снизить стоимость доставки, он объезжает региональные трассы по федеральным. В этом случае пробег может увеличиться на 20–200 км в зависимости от направления. Так, из Ростова-на-Дону в Ставрополь по региональной трассе грузовик проедет 340 км, по федеральной – 410 км. Это приводит к дополнительным расходам – на топливо и зарплату водителей.
В письме «Деловой России» в Минтранс также предлагается рассмотреть вопрос о разработке «единой методики расчета платы за использование автодорог регионального и муниципального значения». Кроме того, необходимо расширить возможности портала Росдормониторинга: предоставить перевозчикам в электронном виде информацию об условиях получения спецразрешений (включая обоснования, по которым регионы определяют ограничения по нагрузке на ось и стоимость пропуска), сократить срок рассмотрения заявки на спецразрешение до одного дня и предусмотреть возможность оперативно внести изменения в заявку. На портале также необходимо запустить единый механизм отчетности для каждого региона, где сохраняются требования к весенней просушке, следует из письма.
В 2022 г. в России, по данным Минтранса, отремонтировано 16 800 км трасс. На ремонт региональных и местных дорог было направлено 420 млрд руб. Сейчас в России нормативному состоянию, по данным «Деловой России», соответствует «каждая вторая дорога регионального и межмуниципального значения». В письме подчеркивается, что в соответствии с графиком нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» к таким показателям должны были прийти только в 2024 г.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отмечает, что многие перевозчики «и так ездят по региональным трассам в обход ограничений», невзирая на штрафы. «Вопрос не в снижении стоимости спецразрешений, а в том, чтобы качественно следить за сохранностью дорог», – говорит он. Например, продолжает эксперт, весенняя просушка не должна быть привязана к датам, нужно исходить из реальных погодных условий. Для этого, по мнению Матягина, необходимо внедрить механизм, который позволит отслеживать состояние региональных дорог. «Например, в Финляндии на дорогах установлены датчики, которые помогают проанализировать, как смена погодных условий влияет на асфальтовое покрытие», – отмечает он.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина считает разумными предложения «Деловой России». По словам эксперта, сложности с получением спецразрешений приводят к тому, что перевозчики вынуждены использовать более интенсивно федеральные трассы.
«Это, с одной стороны, увеличивает нагрузку и износ данного типа трасс, а с другой – временные и финансовые издержки перевозчиков. Проезд по федеральным трассам автоматически приводит к необходимости внесения платы в госсистему «Платон», – резюмировала она. Источник:
Ведомости