МЕНЮ
Вызовы диктуют новые возможности для разработчиков и производителей
Максимальную опасность для транспортной отрасли в 2024 году несут потенциальные террористические атаки с использованием беспилотных систем, а кроме того – риски взлома информационных систем на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Атаки с применением социальной инженерии и ранее заложенных «технических закладок» становятся более вероятными – там, где сих пор защита информационной инфраструктуры доверена иностранному оборудованию. RUБЕЖ изучил выступления экспертов на отраслевых ресурсах и профильных мероприятиях и подготовил «дорожную карту» приоритетов для разработчиков систем безопасности.
Грузовой транспорт
Вызовы

  • Необходимость обеспечения безопасности грузов при перевозке, включая защиту от краж, повреждений и других потенциальных угроз.
  • Развитие бесшовной логистики выдвигает новые требования к транспортным компаниям, необходима интеграция всех участников логистической цепочки в единую сеть с использованием общих информационных систем.
  • Возрастает угроза кибератак на системы управления транспортом и складами.

Решения

Системы отслеживания грузов (через технологии RFID, GPS). Усиление киберзащищенности логистических систем, использование шифрования данных и многофакторной аутентификации.

Драйверы

На 2024 год анонсировано создание под эгидой Минтранса Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Одна из задач платформы – обеспечение «бесшовной грузовой логистики» – подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб, передающих информацию о местоположении транспортного средства (ТС), а также контроль доступа к грузовому отсеку. Кроме того, речь пойдет о переводе в цифровой вид системы международных грузовых автоперевозок в части обмена разрешениями между странами.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
«Целью разработки национальной транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) стало объединение усилий государства и бизнеса, чтобы использовать новые технологические возможности цифровой экономики данных в интересах обеспечения технологического суверенитета и повышения конкурентоспособности бизнеса – сценарий, при котором все в выигрыше.

Отмечу, что стартом создания национальной цифровой транспортно-логистической платформы стало поручение президента Российской Федерации от 19.10.2021 № Пр-1997.

НЦТЛП создается как государственная информационная система, которая определит единые стандарты цифрового взаимодействия для участников транспортно-логистической сферы и органов государственного управления.

По сути, НЦТЛП является пилотным проектом формирования механизмов нового, более справедливого мирового порядка, где обеспечено равенство суверенных стран в условиях цифровой экономики.

Наполнение проекта содержанием происходит в ходе постоянного обсуждения представителей органов власти и российских компаний транспортно-логистической отрасли, в первую очередь на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Добавлю, что разрабатываемая система может стать важным инструментом для дальнейшего развития сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. В случае запуска интеграционных процессов в рамках НЦТЛП для обмена информацией между цифровыми национальными транспортно-логистическими платформами Китая и Индии (Logink и ULIP) ожидается положительное влияние на развитие международной торговли».

Дороги
Вызовы

Кибератаки и взломы автомобилей, систем управления транспортом, а также атаки на инфраструктуру дорожного управления.

Решения

  • Интеграция искусственного интеллекта и машинного зрения для анализа данных и раннего (доинцидентного) детектирования потенциальных опасностей на дороге.
  • Развитие технологий V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему), которые позволяют автомобилям обмениваться информацией с другими транспортными средствами, дорожной инфраструктурой и пешеходами для повышения безопасности.
  • Применение «цифровых двойников» дорожной инфраструктуры. Комплексное интеллектуальное управление автодорогами.

Драйверы

Правительство выделит дополнительное финансирование (285 млн руб.) на внедрение интеллектуальных транспортных систем в 2024 году. Средства получат семь регионов (Чувашская Республика, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Архангельская, Рязанская, Тверская и Тульская области).

В 2024 году будет создан «цифровой двойник» дорожной инфраструктуры трассы федерального значения М-11 «Нева» для транспортных средств 4-го уровня автоматизации.

Андрей Ионин, главный аналитик
Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»
«На сегодняшний день главная проблема для транспортной безопасности – киберугрозы. В транспортной отрасли кибербезопасность имеет ряд ключевых особенностей.

  1. «Умная» инфраструктура распределена по всей стране: миллионы устройств во многих городах, которые надо защищать от кибератак, но нет возможности обеспечивать защиту так же, как дата-центров с их многоуровневой защитой сети от киберугроз.
  2. Транспортная безопасность касается не только ОТИ, но и транспортных средств, которые в движении, и порой непредсказуемом. Подходы к защите здесь другие, отличаются от защиты статичных объектов.
  3. Транспортная область глобальна, она выходит за рамки своей страны, а значит, ряд процессов контролировать сложнее. Актуальный вопрос – как обеспечить безопасность на территории другой страны.
Решать вопросы кибербезопасности транспортной отрасли, где много объектов критической информационной инфраструктуры, надо уже сейчас, когда поставлена задача импортозамещения. Не все задачи можно решить сразу, но заложить для них основу – самое время. Угрозы в киберпространстве – это уже не мелкие атаки хакеров на частные компании, а проблема межгосударственного масштаба».


Источник: RUБЕЖ
Февраль / 2024