ШАГ В ПРОШЛОЕ
Чтобы понять, какую важную роль в нашей жизни и экономике в целом сегодня играет логистика, достаточно представить, что было бы, если бы все эти сложные, умные, тщательно выстроенные процессы вдруг остановились или начали сбоить. И что тогда?
Во-первых, затормозилось бы производство товаров и услуг — ведь предприятия не получали бы вовремя материалы и компоненты. Во-вторых, было бы намного сложнее обеспечивать людей едой, лекарствами, другими предметами первой необходимости — доставка продуктов стала бы медленной и долгой, а это уже чревато социальными проблемами.
Именно поэтому логистика не стоит на месте, а развивается в полноценную экосистему — совокупность сервисов, услуг и технологий в рамках транспортно-логистического рынка. Возводятся современные логистические центры — практически «небоскребы» со стеллажами на высоте шестиэтажного дома, развивается автотранспорт, появляются усовершенствованные IT-системы, цифровые сервисы — людям не надо больше вручную заполнять документы и носиться по складу с кипой бумаг.
— Логистика 10-20 лет назад и сейчас — это огромная разница: и в процессах, и в их автоматизации, — говорит Айнур Газизов. — Раньше не было таких складов, как, например, наш хаб в Самаре: меньше объемы — меньше операций на площадках. А чем больше наполнение, тем больше нужно современного оборудования. И даже за последние несколько лет я вижу изменения. Например, техника, которая работает на складах, стала гораздо маневреннее и оснащеннее, а для безопасности — оборудована всевозможными маячками, системами визуализации, звуковым сопровождением. Появилось много мобильных электрических тележек, которые облегчают работу комплектовщикам — людям больше не надо тягать поддоны по 600–700 килограммов.
Специалисты говорят: сегодня все схемы выстроены максимально гармонично, но всегда есть к чему стремиться. Например, увеличивать вместимость склада за счет современных стеллажей или использовать самое современное программное обеспечение.
— Здесь важен комплексный подход, — подчеркивает Ольга Федоткина. — Если не оптимизировать хотя бы один из этапов, то возрастет и стоимость логистических услуг, и потраченное время. А это не только финансовые, но и репутационные потери.