МЕНЮ
От физического труда до полностью автоматизированной экосистемы: эксперты рассказали, как развивается логистика в России
Транспорт — беспилотный, документы — электронные, вместо грузчиков — «самоходные» тележки. Разобрались в современных чудесах отрасли и в том, чем они выгодны для потребителей
Цените ли вы возможность в любой момент купить в магазине свежайший йогурт, сметану или молоко — или сотни других продуктов, лекарств, товаров? И задумываетесь ли при этом, сколько людей и процессов было задействовано в том, чтобы все это добралось от завода и склада до того самого прилавка?

Скорее всего, ответ на оба вопроса будет «вряд ли». Мы настолько привыкли к тому, что все, что нам надо (и это касается не только продуктов), всегда есть «под рукой», что даже не осознаем, насколько сложна логистическая система, которая и «приближает» к нам все нужные товары и продукты.

— После того, как продукт «родился», он попадает в зону ответственности логистики, сначала складской, а потом транспортной, — рассказывает региональный директор по логистике H&N (экс-Данон) Айнур Газизов. — Хранение, обработка, доставка клиентам или на другие склады — это непрерывные процессы, за 2-3 дня склад обновляется полностью. Но чтобы все это работало, нужна команда, которой обеспечены все условия труда, а также условия правильного хранения продукта, в нашем случае это температурный режим или определенное положение коробки, чтобы, к примеру, требовательный к особым условиям транспортировки термостатный йогурт не терял внешний вид. Это единая логистическая цепочка, которую нельзя прервать или вынуть из нее какое-либо звено.

— Логистика сегодня — это гораздо больше, чем просто доставка товаров из одной точки в другую, — добавляет исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. — Это сложная система, включающая в себя множество процессов: от планирования и закупки до хранения, упаковки и доставки до потребителя.

ШАГ В ПРОШЛОЕ

Чтобы понять, какую важную роль в нашей жизни и экономике в целом сегодня играет логистика, достаточно представить, что было бы, если бы все эти сложные, умные, тщательно выстроенные процессы вдруг остановились или начали сбоить. И что тогда?

Во-первых, затормозилось бы производство товаров и услуг — ведь предприятия не получали бы вовремя материалы и компоненты. Во-вторых, было бы намного сложнее обеспечивать людей едой, лекарствами, другими предметами первой необходимости — доставка продуктов стала бы медленной и долгой, а это уже чревато социальными проблемами.

Именно поэтому логистика не стоит на месте, а развивается в полноценную экосистему — совокупность сервисов, услуг и технологий в рамках транспортно-логистического рынка. Возводятся современные логистические центры — практически «небоскребы» со стеллажами на высоте шестиэтажного дома, развивается автотранспорт, появляются усовершенствованные IT-системы, цифровые сервисы — людям не надо больше вручную заполнять документы и носиться по складу с кипой бумаг.

— Логистика 10-20 лет назад и сейчас — это огромная разница: и в процессах, и в их автоматизации, — говорит Айнур Газизов. — Раньше не было таких складов, как, например, наш хаб в Самаре: меньше объемы — меньше операций на площадках. А чем больше наполнение, тем больше нужно современного оборудования. И даже за последние несколько лет я вижу изменения. Например, техника, которая работает на складах, стала гораздо маневреннее и оснащеннее, а для безопасности — оборудована всевозможными маячками, системами визуализации, звуковым сопровождением. Появилось много мобильных электрических тележек, которые облегчают работу комплектовщикам — людям больше не надо тягать поддоны по 600–700 килограммов.

Специалисты говорят: сегодня все схемы выстроены максимально гармонично, но всегда есть к чему стремиться. Например, увеличивать вместимость склада за счет современных стеллажей или использовать самое современное программное обеспечение.

— Здесь важен комплексный подход, — подчеркивает Ольга Федоткина. — Если не оптимизировать хотя бы один из этапов, то возрастет и стоимость логистических услуг, и потраченное время. А это не только финансовые, но и репутационные потери.
КОНКУРЕНЦИЯ КАК БЛАГО

Еще одна отличительная черта современной логистики — рост конкуренции. Побеждает в этой гонке тот, кто доставит товар не просто быстро и качественно, но и с минимальными затратами — финансовыми и временными. Для нас — конечных потребителей — от этого только польза: меньше затрат — ниже цены. Ну а сами компании конкуренция заставляет брать курс на развитие информационных технологий — без них современная логистика развиваться уже не может. Даже обычный склад сегодня автоматизирован настолько, что работа в нем перестала быть тяжелым физическим трудом: электрокары, роботизированные системы погрузки и разгрузки и многое другое.

— Сейчас в логистических процессах активно применяют автоматизированные системы управления складами, программы для оптимизации маршрутов доставки, системы отслеживания груза, — перечисляет Ольга Федоткина. — На трассе М-11 «Нева» в рамках экспериментального правового режима тестируют беспилотные КАМАЗы, внедряют электронные перевозочные документы.

Впрочем, современная логистика — это не только достижения, но и, к сожалению, проблемы, которые являются обратной стороной успеха. В первую очередь речь идет о дефиците кадров — отрасль развивается такими темпами, что специалистов на всех не хватает.

— Это связано в первую очередь с большим количеством складов, которые строятся и открываются, — нужно много персонала, — говорит Газизов. — Нехватка людей тормозит все процессы — вот почему мы вместе с Самарским экономическим университетом начали проект «Академия молочной логистики». Наша задача — дать студентам возможность узнать специфику сферы, «с низов» изучить работу транспортной системы и, опираясь на этот опыт, развиваться и делать логистику эффективнее.
… И ВСЕ ЗА ОДНОГО

Конечно, самые масштабные логистические процессы сложно совершенствовать без взаимодействия с другими компаниями. Один, как известно, в поле не воин, поэтому компании — в логистических вопросах — из конкурентов превращаются в партнеров и помощников.

— Несколько лет назад таких кейсов было очень мало, — говорит Айнур Газизов. — Но сейчас в силу специфики рынка, внешних факторов говорить, что каждая компания в одиночку пытается что-то изобрести некорректно. Есть много совместных проектов: от доставки, когда в одной машине едет продукция нескольких компаний, до совместной разработки программного софта с индивидуальным наполнением для каждого предприятия. Такая кооперация снижает стоимость логистических операций. А это и есть наша основная цель — чтобы покупатель не заметил, что доставка повлияла на стоимость продукта.

Есть и глобальные бизнес-процессы, которые разрабатывают на федеральном уровне. Например, переход на электронный документооборот на транспорте — Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая вскоре станет обязательной.

— Когда ее внедрят повсеместно, можно будет быстрее обмениваться документами, быстрее оплачивать услуги, а значит сократятся издержки, — поясняет Ольга Федоткина.

Среди других цифровых проектов, которые помогут и бизнесу, и государству, — Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). В России мультимодальный эксперимент с использованием электронного документооборота проводится впервые.

— Это будет платформа с функциями экосистемы по принципам ориентира на пользователя, эффективного использования информации, оптимизации и автоматизации процессов в масштабе всей страны, — говорит Ольга Федоткина. — И в случае запуска интеграционных процессов в рамках НЦТЛП для обмена информацией, например, между платформами Китая и Индии (Logink и ULIP, соответственно), это положительно повлияет на развитие международной торговли.
Источник: Комсомольская правда
Апрель / 2024