МЕНЮ
Ольга Федоткина: законопроект о допуске автотранспорта на рынок требует точечной доработки
Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) концептуально поддерживает законопроект о допуске к осуществлению автомобильных грузоперевозок, который предполагает введение единого реестра, однако отмечает, что нынешняя редакция требует точечной доработки. Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина прокомментировала RTVI позицию членов Союза.
Для чего нужен допуск на рынок автогрузоперевозок
Законопроект «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» на рассмотрение в Госдуму внес глава транспортного комитета Евгений Москвичев в апреле 2024 года. Документ предполагает, что все юридические лица и ИП, занимающиеся автомобильной транспортировкой грузов, должны будут уведомлять о начале своей деятельности уполномоченный орган — регистрация в реестре будет служить допуском на рынок грузоперевозок. Рассмотрение законопроекта во втором и третьем чтении перенесли, рассказал RTVI Евгений Москвичев.
Законопроект переносится на осень, идет работа.
Евгений Москвичев, глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что, по данным МВД, в России зарегистрировано 6,7 млн грузовых автомобилей, которые могут принадлежать 250-300 тыс. собственников. При этом Ространснадзор уведомили о начале грузоперевозочной деятельности только 46,1 тыс. владельцев. Необходимость принятия законопроекта о допуске грузоперевозчиков на рынок объясняют тем, что сейчас государство не контролирует деятельность до 80% перевозчиков, а также состояние их транспортных средств.

Также законодатели считают, что более 60% грузоперевозок осуществляется по «серым» схемам для уклонения от уплаты налогов. От легализации отрасли бюджет должен будет получать порядка 450 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке. Однако представители профессионального сообщества предупреждают, что дополнительные расходы, которые будут нести перевозчики, войдут в стоимость услуги и приведут к подорожанию всех товаров, которые перевозятся грузовым автотранспортом.
Что предлагает законопроект
Одним из критериев допуска на рынок станет отсутствие у перевозчика недоимок по сборам и налогам, а также непогашенных или неснятых судимостей по уголовным делам в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Законопроект также устанавливает, что у каждого грузоперевозчика в штате должен быть специалист по обеспечению безопасности дорожного движения.

В реестр будут включать только тех грузоперевозчиков, которые соответствуют предъявляемым законопроектом требованиям, например, поддерживать транспорт в исправном техническом состоянии и регулярно проводить медосмотры водителей. Те перевозчики, которые не будут включены в реестр, лишатся права заниматься транспортировкой грузов в коммерческих целях.

Автоперевозчики грузов должны будут вносить в реестр информацию о юридическом лице, ИП или самозанятом, осуществляющем перевозку грузов, в том числе контактные данные, а также данные об автомобиле, сроках действия договора на транспортное средство, страховке. Кроме того, по собственному желанию перевозчики смогут указывать, какие именно грузы они перевозят, на каких территориях работают, а также максимальную страховую сумму, в рамках которой возмещается причиненный грузу вред.

Юридическим лицам и ИП придется зарегистрировать все грузовики общей массой более 3,5 тонн, а самозанятые смогут осуществлять грузоперевозки только на автомобилях от 2,5 до 3,5 тонн.

Если законопроект примут, он должен будет вступить в силу с 1 марта 2025 года. За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа — от 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц и от 200 до 400 тыс. руб. для юридических лиц, — а также в виде лишения права на осуществление коммерческих грузоперевозок на срок от полугода до года. Ответственность также предусмотрена и для заказчиков грузоперевозки — в том случае, если они заключают договор с перевозчиком, не состоящим в реестре. Однако мера ответственности в законопроекте пока не прописана.
Что известно о реестре
Отвечать за создание реестра, согласно законопроекту, должен «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта» — предположительно, Министерство транспорта РФ. В пояснительной записке отмечается, что внедрение единого реестра не потребует дополнительных вложений из бюджета.

Реестр будет работать на базе созданной ранее Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), об этом в мае 2024 года сообщил заместитель Министра транспорта России Дмитрий Баканов. Конкурс на разработку предложений по созданию этой платформы Минтранс провел летом 2023 года. Стоимость разработки составила 57 млн руб., а исполнителем было ООО «Транспортная интеграция».

Оператором ЕПЦ «ГосЛог» может стать Минтранс или подведомственная ему организация.
Что говорят о законопроекте на рынке
В профильных организациях согласны с тем, что законопроект о порядке допуска на рынок грузоперевозок в России необходим, но в нынешней редакции документа видят риски. В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) концептуально поддерживают введение допуска на рынок автоперевозок грузов, однако создание соответствующего реестра требует детальной проработки и времени, считает исполнительный директор Союза Ольга Федоткина.
В противном случае поспешное введение реестра обернется более отрицательными последствиями, чем его отсутствие.
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
Глава Союза отмечает, что на данный момент в документе не установлены основные параметры регулирования: порядок межведомственного информационного взаимодействия при включении в реестр и исключении из него, основные законодательные требования к срокам и порядку проверок, а также ответственность за предоставление недостоверной информации.

Введение регулирования в текущей редакции несет в себе риски, включая рост административной нагрузки, напряженности среди профессиональной общественности, угрозу коррупционной составляющей.
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
В Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики сообщили, что в нынешнем виде законопроект может создать неконкурентные преимущества для самозанятых, поскольку условия включения в реестр для них будут проще, а административная нагрузка — ниже.
Хотя доступ самозанятых на рынок увеличит объем предложения и плодотворно повлияет на обеление рынка, любые регулирующие меры должны носить недискриминационный характер, обеспечивать равные требования ко всем участникам рынка, не ухудшая конкурентных условий.
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
Если законопроект доработают с привлечением деловой общественности и учтут замечания, реестр грузоперевозчиков позволит упорядочить рынок, повысить прозрачность бизнес-процессов, инвестиционную привлекательность отрасли и безопасность грузоперевозок, а также улучшит качество услуги, считает руководитель СЭЛ.

Необходимо точечно прорабатывать сроки введения таких обязательных требований, чтобы не получить, с одной стороны, сокращения предложений на рынке, с другой стороны, скачка ставок, особенно в «высокие сезоны».
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
Руководитель СЭЛ добавила, что введение подобного регулирования неизбежно приведет к изменению структуры рынка, но, при условии качественной доработки законопроекта, инициатива плодотворно повлияет на отрасль: позволит обелить отрасль за счет ухода серых грузоперевозчиков, а добросовестный бизнес продолжит развиваться на благо отечественной экономики. Здесь перед государством встаёт важная задача по выработке в диалоге с бизнесом единственно правильного подхода, который позволит увеличить прозрачность услуги и сохранить здоровую конкуренцию.
Мы подготовили заключение с оценкой рисков данного законопроекта, обозначили основные реперные точки, которые требуют более детальной проработки со стороны разработчиков, регуляторов совместно с деловым сообществом. В ближайшее время, я уверена, это будет сделано.
Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ.
Глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев в разговоре с RTVI заявил, что изменения в законодательстве не должны сказаться на ценах товаров для конечных потребителей.
Думаю, что цены для потребителя в итоге не вырастут.
Евгений Москвичев, глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Депутат объяснил это тем, что дополнительный доход бюджет должен будет получить от обеления значительных объемов грузоперевозок, то есть получения тех налогов, от которых перевозчики уклонялись ранее. Именно поэтому принятие законопроекта не должно отразиться на ценах.
Источник: RTVI
Июнь / 2024