Одним из критериев допуска на рынок станет отсутствие у перевозчика недоимок по сборам и налогам, а также непогашенных или неснятых судимостей по уголовным делам в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Законопроект также устанавливает, что у каждого грузоперевозчика в штате должен быть специалист по обеспечению безопасности дорожного движения.
В реестр будут включать только тех грузоперевозчиков, которые соответствуют предъявляемым законопроектом требованиям, например, поддерживать транспорт в исправном техническом состоянии и регулярно проводить медосмотры водителей. Те перевозчики, которые не будут включены в реестр, лишатся права заниматься транспортировкой грузов в коммерческих целях.
Автоперевозчики грузов должны будут вносить в реестр информацию о юридическом лице, ИП или самозанятом, осуществляющем перевозку грузов, в том числе контактные данные, а также данные об автомобиле, сроках действия договора на транспортное средство, страховке. Кроме того, по собственному желанию перевозчики смогут указывать, какие именно грузы они перевозят, на каких территориях работают, а также максимальную страховую сумму, в рамках которой возмещается причиненный грузу вред.
Юридическим лицам и ИП придется зарегистрировать все грузовики общей массой более 3,5 тонн, а самозанятые смогут осуществлять грузоперевозки только на автомобилях от 2,5 до 3,5 тонн.
Если законопроект примут, он должен будет вступить в силу с 1 марта 2025 года. За нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа — от 50 до 100 тыс. руб. для должностных лиц и от 200 до 400 тыс. руб. для юридических лиц, — а также в виде лишения права на осуществление коммерческих грузоперевозок на срок от полугода до года. Ответственность также предусмотрена и для заказчиков грузоперевозки — в том случае, если они заключают договор с перевозчиком, не состоящим в реестре. Однако мера ответственности в законопроекте пока не прописана.