В мае этого года на контейнерных терминалах в КНР возник дефицит тары для отправки в Россию, связанный с тем, что большинство контейнеров застряли на терминалах Северо-Западной и Центральной части России. Из-за ограничений на сети РЖД вывезти их на восток не получалось. Как писали «Ведомости» 20 мая, ставки на железнодорожные перевозки грузов в контейнерах из Китая в Россию в мае показали сильнейший за полтора года рост. Доставка стандартного 40-футового контейнера (FEU), который находится в собственности оператора, в Москву в мае по сравнению с апрелем подорожала в среднем на $300. «Ведомости» направили запрос в РЖД.
За январь – июнь 2024 г. товарооборот между Россией и КНР вырос год к году на 1,8% до $116,9 млрд, по данным главного таможенного управления КНР. Импорт из Китая снизился на 0,8% до $51,66 млрд, экспорт в КНР вырос на 3,9% до $65,2 млрд.
При этом внутрироссийский рынок автоперевозок грузов в первом полугодии постепенно стабилизируется после перепадов последних лет, говорит Вильде. По данным ATI.SU, количество заявок на перевозки большегрузов по стране в январе – июне выросло на 13% в годовом выражении. Абсолютных значений биржа не приводит. Индекс «ATI.SU FTL РФ», учитывающий цены по 100 популярным российским направлениям, на начало июля 2024 г. показывает рост ставок фрахта большегрузов на 9,4% в годовом выражении.
Политика РЖД по ограничению отправки порожних фитинговых платформ (специализированный парк для перевозки контейнеров) на восток обусловила возникновение проблем с вывозом грузов и увеличила спрос на автомобильную логистику, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Спрос на фуры поддерживает и выход на направление импортных поставок из Китая большого количества компаний малого и среднего бизнеса из России, для которых собрать полный контейнер слишком сложно, отмечает эксперт. По его словам, значимая часть растущего автотрафика из КНР – это сборные отправки, а в них железная дорога «критически не сильна».
Более того, фура существенно – до двух недель – выигрывает у контейнера по скорости доставки, продолжает Бурмистров. В условиях высокой стоимости заемных средств и необходимости авансировать закупку товаров в КНР относительно более дорогая автологистика становится предпочтительным вариантом, поясняет он. Несмотря на сохраняющиеся сложности во взаиморасчетах, спрос на доставку грузов в Россию автотранспортом будет расти, заключает эксперт.