МЕНЮ
Грузы из Китая все чаще приходится везти автотранспортом
Загруженность железной дороги не позволяет доставить все заказы в контейнерах
Количество заявок на перевозку грузов из Китая в Россию автомобильным транспортом в первом полугодии резко выросло, следует из данных логистических компаний и биржи ATI.SU. Число заявок в январе – июне выросло на 32% год к году, объем фактических перевозок – на 30%, сказал «Ведомостям» совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. Абсолютные значения он не назвал. На фоне растущего спроса стоимость автодоставки из КНР в центральную часть России с мая увеличилась более чем на 20% до $10 000–12 500 за 20-тонную фуру, отметил топ-менеджер.

В первом полугодии 2024 г. российские международные автоперевозчики выполнили более 60 000 рейсов с грузом между Россией и Китаем – почти в 1,5 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2023 г., сказал «Ведомостям» директор департамента регионального развития Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Вадим Фильченков. Количество заявок на автодоставку грузов из других стран во II квартале выросло на 20% год к году, а в первом полугодии – на 17%, следует из данных биржи грузоперевозок ATI.SU.

О росте количества заявок на перевозку грузов из Китая в Россию в первом полугодии говорит и гендиректор логистической компании «Траско» Евгений Шакалида. Точную динамику он не назвал. К росту перевозок из Китая грузовиками привел продолжающийся дефицит контейнеров на морских и сухопутных терминалах в КНР для отправки их по железной дороге в Россию, уточнил собеседник.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина подтвердила, что сейчас наблюдается дефицит свободных контейнеров на железных дорогах в Китае, вследствие чего рынок вынужден использовать альтернативный способ доставки – грузовой автотранспорт. Нехватка контейнеров вызвана несоответствием объемов импорта и экспорта между странами, отмечает она (контейнеры более востребованы для импорта товаров народного потребления из КНР. – «Ведомости»). Кроме того, ограничения товарооборота возникают из-за сложностей проведения платежей между РФ и КНР, а также сокращения позиций для перевозки, в результате чего отдельные товары вообще невозможно провезти через границу, поясняет Федоткина.

При этом Шакалида уточняет, что ставки фрахта фур-большегрузов у «Траско» на этом направлении за полугодие снизились на 30% в годовом выражении. Шакалида связывает это со стабилизацией ситуации по пропуску фур на погранпунктах через российско-китайскую границу. У «Траско» более 90% собственного автопарка – 400 большегрузов – работают сейчас на китайском направлении, добавил топ-менеджер.

С другой стороны, руководитель службы международной логистики СДЭК Моника Паулаускайте говорит, что компания «получает информацию от наших агентов об увеличении очередей на погранпереходах из Китая при перевозке автотранспортом». По ее словам, за последние два месяца компания получила более 100 запросов на расчет ставок по интермодальной перевозке грузов из КНР, хотя раньше вообще не занималась этим направлением. Ставки на доставку сборных грузов фурами здесь выросли на 10% в первом полугодии, уточняет собеседник.

Основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде говорит о «резком росте» заявок на перевозку грузов из КНР. «По нашим оценкам, основной причиной стали проблемы с другими видами транспорта, и прежде всего с железнодорожными перевозками из Китая. Поставщики вынуждены переходить на доставку автотранспортом, хотя она традиционно считается невыгодной на китайском направлении, по крайней мере если говорить о доставке в регионы европейской части РФ», – говорит Вильде.

Компании выбирают способ доставки, исходя из приоритетов по срокам и стоимости, продолжает Филатов. По его словам, сейчас среднее время ожидания порожнего контейнера и свободного места на судне может достигать двух недель из-за овербукинга. Он возник с мая на фоне реализации отложенного спроса на доставку из Китая после решения большинства проблем с оплатой товаров, отмечает топ-менеджер.
В мае этого года на контейнерных терминалах в КНР возник дефицит тары для отправки в Россию, связанный с тем, что большинство контейнеров застряли на терминалах Северо-Западной и Центральной части России. Из-за ограничений на сети РЖД вывезти их на восток не получалось. Как писали «Ведомости» 20 мая, ставки на железнодорожные перевозки грузов в контейнерах из Китая в Россию в мае показали сильнейший за полтора года рост. Доставка стандартного 40-футового контейнера (FEU), который находится в собственности оператора, в Москву в мае по сравнению с апрелем подорожала в среднем на $300. «Ведомости» направили запрос в РЖД.

За январь – июнь 2024 г. товарооборот между Россией и КНР вырос год к году на 1,8% до $116,9 млрд, по данным главного таможенного управления КНР. Импорт из Китая снизился на 0,8% до $51,66 млрд, экспорт в КНР вырос на 3,9% до $65,2 млрд.

При этом внутрироссийский рынок автоперевозок грузов в первом полугодии постепенно стабилизируется после перепадов последних лет, говорит Вильде. По данным ATI.SU, количество заявок на перевозки большегрузов по стране в январе – июне выросло на 13% в годовом выражении. Абсолютных значений биржа не приводит. Индекс «ATI.SU FTL РФ», учитывающий цены по 100 популярным российским направлениям, на начало июля 2024 г. показывает рост ставок фрахта большегрузов на 9,4% в годовом выражении.

Политика РЖД по ограничению отправки порожних фитинговых платформ (специализированный парк для перевозки контейнеров) на восток обусловила возникновение проблем с вывозом грузов и увеличила спрос на автомобильную логистику, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Спрос на фуры поддерживает и выход на направление импортных поставок из Китая большого количества компаний малого и среднего бизнеса из России, для которых собрать полный контейнер слишком сложно, отмечает эксперт. По его словам, значимая часть растущего автотрафика из КНР – это сборные отправки, а в них железная дорога «критически не сильна».

Более того, фура существенно – до двух недель – выигрывает у контейнера по скорости доставки, продолжает Бурмистров. В условиях высокой стоимости заемных средств и необходимости авансировать закупку товаров в КНР относительно более дорогая автологистика становится предпочтительным вариантом, поясняет он. Несмотря на сохраняющиеся сложности во взаиморасчетах, спрос на доставку грузов в Россию автотранспортом будет расти, заключает эксперт.
Источник: Ведомости
18 июля / 2024