РБК обратился за комментарием в Минтранс, Ространснадзор, МВД и Минобороны.
Какая позиция у регулятора
На обращение грузоперевозчиков Агентство автомобильного транспорта (ФБУ «Росавтотранс» в составе Минтранса) в середине июня сообщило, что Минтранс ведет работу по поиску решения данной проблемы. Эта работа идет «совместно с представителями Минобороны, МВД, Ространснадзора», сообщалось в письме (копия есть у РБК).
Вместе с тем в начале июля первый замглавы Минтранса Валентин Иванов в ответе «Грузавтотрансу» сообщил, что Генштаб и ФСБ России не подтвердили информацию о том, что развернутые Минобороны средства РЭБ, предназначенные для подавления сигналов спутниковой навигации, могут выводить тахографы и устройства взимания платы «Платон» из строя, «о чем свидетельствует опыт использования широкой номенклатуры технических средств с функцией определения текущих координат в условиях искажения сигналов глобального навигационного поля».
Одновременно Минтранс со ссылкой на позицию МВД напомнил, что КоАП предусматривает возможность освобождения от штрафов и вынесение устного замечания водителю, а также предложил обжаловать штрафы. «Минтрансом обращено внимание Ространснадзора на необходимость учета в своей работе факторов, изложенных в обращении, в том числе при рассмотрении жалоб», написал Валентин Иванов.
Что говорят эксперты
Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тарас Коваль пояснил РБК, что РЭБ действительно влияет на тахографы и устройства «Платон». «Нам тоже неоднократно перевозчики жаловались, на тему «Платона» в первую очередь. Средства РЭБ нужны для глушения сигналов, — без разницы, сотовая ли это сеть или спутниковые сигналы. А РЭБ сейчас установлены во многих местах, например где оборонные предприятия. Если изначально речь шла о Белгородской и других близлежащих к границе областях, то теперь перевозчики по всей стране сталкиваются с проблемой. В первую очередь в центральной и европейской части страны, где аэропорты, военные предприятия находятся», рассказал Коваль.
При воздействии РЭБ происходит разрыв сигнала, поэтому и возникают сбои в работе оборудования, использующего GPS/ГЛОНАСС. «Аналогичная ситуация с перевозкой опасных грузов, с пассажирами, я думаю, тоже. Просто у нас информации нет. У «опасников» (перевозчики, возящие опасные грузы) обязательна установка аппаратуры навигации ГЛОНАСС. Данные о передвижении этих машин должны автоматически передаваться в Ространснадзор», — пояснил эксперт. Кроме того что контрольно-надзорные органы не видят трека автомобиля, сам бизнес тоже страдает, так как в различные корпоративные программы fleet management system (FMS) эти данные тоже не передаются или передаются со сбоями.
По словам научного руководителя Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, вопрос применения средств РЭБ лежит вне компетенции транспортного ведомства. «Все, что касается средств радиоэлектронной борьбы, не имеет никакого отношения ни к Минтрансу, ни к бизнесу. Не от хорошей жизни приходится их использовать, по крайней мере на европейской части территории России», — отметил эксперт. Технически эту проблему никак не решить, добавил Блинкин. «От этого страдают не только грузоперевозчики, весь таксомоторный транспорт в городах зависит от навигаторов, они тоже жалуются».
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина также отметила, что отключение «Платона», предположительно, может быть связано с работой РЭБ.