Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина на бизнес-завтраке с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве «Логистика перемен и цифровизация транспорта» указала на усиление регулирования и контроля отрасли, в том числе через внедрение цифровых технологий.
Эксперт заявила, что в условиях активной модернизации бизнес-процессов важно не количество реализованных инструментов, а качество процесса введения и реализации. На данный момент скорость адаптации законодательства в отдельных случаях не достаточна для бизнеса.
В грузоперевозках продолжает развиваться недобросовестная конкуренция, часть транспортных компаний закрывается, так как больше не готова работать в условиях неисполнимых для рынка норм и требований, подчеркнула Ольга Федоткина. Все это влияет на сокращение налоговых поступлений в бюджет и ухудшение условий ведения честного бизнеса.
Глава СЭЛ отметила, что в логистической отрасли разрабатывается и уже произошло внедрение ряда систем. Она указала на преимущества цифровизации в отрасли, среди которых уменьшение временных и финансовых затрат, повышение прозрачности процессов и безопасности грузоперевозок, сокращение рисков влияния человеческого фактора, контроль деятельности участников.
Уже сейчас бизнес переходит на Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), привела в пример Ольга Федоткина. Сегодня система используется в сфере пассажирских и автомобильных грузовых перевозок. На данный момент происходит стыковка ГИС ЭПД с автоматизированной системой подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ЭТРАН, а также продолжается работа по тиражированию ГИС ЭПД на остальные виды транспорта. Кроме того, уже появилась возможность оформления морских и речных перевозочных документов в электронном виде, также планируется проведение пилотного проекта по каботажным перевозкам.
В дополнение руководитель СЭЛ указала на портал для оформления пропусков на грузовой транспорт в Москву, который тоже является подтверждением цифровизации в отрасли. Она добавила, что Дептранс показал свою открытость к предложениям бизнеса. В свою очередь, Союз выработал ряд предложений по улучшению работы системы, внесению изменений в Постановление Правительства Москвы № 379-ПП и направил в орган соответствующее письмо.
Другим примером цифровизации, по словам главы Союза, является система отслеживания перевозок товаров с использованием электронных навигационных пломб, когда в онлайн-режиме можно наблюдать за транспортом и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке. В этом году утверждены документы, регламентирующие порядок и причины снятия, а также замены пломбы. Более того, Владимир Путин одобрил единую систему таможенного транзита ЕАЭС и третьих сторон. Достижению целей в рамках соглашения будет способствовать, в том числе применение навигационных пломб.
Сегодня система интегрирована с РЖД, Россельхознадзором, Ространснадзором и АО «Глонасс». Помимо этого, идет сотрудничество с операторами пломбирования Казахстана и Беларуси.
В заключение своего выступления Ольга Федоткина обратила внимание, что сейчас создается Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП). На данном этапе прорабатывается нормативно правовая база и клиентские пути в рамках пилота по бесшовной грузовой перевозке всеми видами транспорта с применением электронного документооборота. Работа происходит на основании подписанного соглашения между ведущими транспортно-логистическими компаниями, Минтрансом России, Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики, Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» в декабре 2023 года.