МЕНЮ
Перевозки грузов автотранспортом в июне достигли исторического максимума
Это произошло на фоне роста внутреннего спроса и проблем на железной дороге
Объем грузовых перевозок автомобильным транспортом в России в июне этого года составил 614,9 млн т, следует из данных Росстата, которые изучили «Ведомости». Этот показатель – абсолютный максимум по крайней мере с 2016 г., с которого доступна официальная помесячная статистика по этому виду перевозок.

В годовом выражении объем перевезенных грузов автотранспортом в июне вырос на 9,6%, а за шесть месяцев – на 10% до 3,3 млрд т. Грузооборот в январе – июне составил 186,4 млрд тонно-километров (+8%), следует из статистики.

Главным драйвером роста стало увеличение объемов производства в России различных категорий товаров, от продуктов питания до одежды и техники, сказал «Ведомостям» совладелец и заместитель директора компании ПЭК Вадим Филатов. Он также обратил внимание, что в стране «ускоренными темпами» развивается рынок электронной коммерции. По данным Data Insight, за 2023 г. объем интернет-торговли в РФ вырос на 48% к предыдущему году до 7,9 трлн руб. Кроме того, Россия активно наращивает грузооборот со странами-партнерами в СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, добавил Филатов.

Участники рынка отмечают, что в первой половине этого года продолжился переток грузов на авто с мультимодальных маршрутов – когда перевозки осуществляются несколькими видами транспорта, включая железнодорожный. По словам представителя группы компаний Rusta, эта тенденция наметилась еще в прошлом году. Среди наиболее очевидных причин он называет уход с российского рынка ряда крупных международных операторов мультимодальных перевозок. Соответственно, этот объем работы теперь выполняют отечественные логистические операторы, отмечает собеседник. Напомним, что в 2022 г. после начала СВО на Украине перестали работать с российскими грузами международные контейнерные линии Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA.

За шесть месяцев 2024 г. Rusta отмечает почти двукратное увеличение выручки в сравнении с тем же периодом прошлого года, а количество заявок на перевозку грузов автомобильным транспортом выросло более чем в 1,5 раза, сообщил «Ведомостям» представитель компании, но не привел абсолютных цифр. Объем мультимодальных перевозок (включая международные) в денежном выражении за полгода, по его словам, практически не изменился.

Увеличение грузоперевозок вызвано развитием электронной коммерции, расширением географии розничных торговых сетей и наращиванием объемов промышленного производства, следует из доклада Банка России по региональной экономике. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также называет бурное развитие электронной коммерции и общий рост экономики в качестве причин роста грузоперевозок.

При этом из-за высокой загруженности железнодорожной инфраструктуры, говорится в докладе ЦБ, наблюдается переориентация грузопотоков на другие виды транспорта. Погрузка на сети железных дорог по итогам января – июля 2024 г. снизилась на 3,4% в сравнении с тем же периодом 2023 г., составив 698 млн т. В июле этот показатель составил 97,4 млн т, что на 5,6% меньше того же месяца годом ранее, следует из данных РЖД. Как указывают аналитики ЦБ, высокая загруженность инфраструктуры, а также дефицит подвижного состава и низкая оборачиваемость вагонов в текущем году продолжали влиять на снижение объема грузоперевозок по железной дороге.

«Ведомости» направили запрос в РЖД.

Рост перевозок автотранспортом вызван «экономической фрагментацией», а также ограничениями инфраструктурного характера для других видов транспорта, в первую очередь железнодорожного, подтверждает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.

Бурмистров также обращает внимание на проблемы с доставкой по железной дороге, подчеркивая, что РЖД «критически не справляется» с перевозкой грузов.

Кроме того, в товарообороте между Россией и Китаем наблюдается дисбаланс импорта и экспорта, добавляет Федоткина. По ее словам, это приводит к скоплению порожних контейнеров и фитинговых платформ в России и их нехватке в КНР. Проблемы с тарой для перевозок по железной дороге вынуждают бизнес переходить на доставку автотранспортом, говорит она.

Как писали «Ведомости», количество заявок на перевозку грузов из КНР в Россию автотранспортом в январе – июне увеличилось почти на треть, объем фактических перевозок – на 30%. На фоне растущего спроса стоимость перевозок грузов на авто из Китая в центральную часть России с мая выросла более чем на 20% до $10 000–12 500 за 20-тонную фуру. В первом полугодии 2024 г. товарооборот России и Китая составил $116,9 млрд, что на 2% больше аналогичного периода прошлого года, следует из данных главного таможенного управления КНР.

Представитель РЖД заявил «Ведомостям», что основное снижение погрузки в первом полугодии приходится на экспорт угля и связано с уменьшением спроса на перевозки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна в первые месяцы года. Положительную динамику за шесть месяцев, как отметил представитель монополии, показали удобрения (+9,2% год к году), промышленное сырье (+16,2%), зерно (+5,5%) и кокс (+6%). Он подчеркнул, что железнодорожный транспорт сохраняет первое место по грузообороту, характеризующему «не только факт погрузки, но и расстояние перевозки груза». По данным Росстата, доля железных дорог в грузообороте транспортной системы за полугодие составила 46,4%, а автомобильного транспорта – лишь 6,8%, добавил он.

Руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов назвал рост показателей по перевозке грузов автотранспортом «обычными сезонными колебаниями». «Определить факторы роста трудно, так как наши операции зависят от запросов клиентов. При этом спрос нельзя назвать повышенным», – добавил топ-менеджер. В то же время Пахомов прогнозирует во второй половине года рост объемов перевозок, особенно в «посылочном бизнесе», на 40% к январю – июню.

Филатов из ПЭК добавляет, что в октябре-ноябре начнется высокий сезон и спрос на грузоперевозки «традиционно вырастет в несколько раз». При этом рынок, по его словам, столкнется с дальнейшим ростом себестоимости грузоперевозок, в первую очередь в связи с нехваткой водителей большегрузов.

«Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Источник: Ведомости
7 августа / 2024