Поручение БелоусоваМинпромторг, Минтранс и НП ГЛОНАСС (согласно
сайту объединяет восемь организаций, включая «Яндекс» и МТС) до 11 февраля 2025 года должны представить правительству доклад об исполнении поручения №753-П9-АБ первого вице-премьера Андрея Белоусова (14 мая
перешел на должность министра обороны России), рассказал Forbes собеседник, знакомый с поручением. По его словам, Белоусов еще 13 апреля 2023 года попросил представителей Минпромторга и Минтранса продолжить реализацию проекта «Платформа «Автодата» с учетом предложений, подготовленных НП ГЛОНАСС.
К началу года у НП ГЛОНАСС было два предложения по развитию «Автодаты», следует из проекта письма президента партнерства Игоря Грушелевского в Минпромторг, с которыми ознакомился Forbes. Согласно тексту, президент НП считает целесообразным, чтобы Минпромторг принял «исчерпывающие меры по стимулированию подключения к платформе вводимых в эксплуатацию и находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации автомобилей». Также НП рассчитывает, что Минпромторг поможет сделать «Автодату» частью нацпроекта «Экономика данных», следует из письма, которое, по словам собеседника Forbes, близкого к проекту, было отправлено в министерство. Он не стал уточнять, какие стимулирующие меры для подключения к «Автодате» мог бы ввести Минпромторг, заверив, что взаимодействие с платформой — «это добровольная история» для владельцев автомобилей.
В НП ГЛОНАСС, Минпромторге, Минтрансе на запросы Forbes не ответили. В пресс-службе правительства переадресовали вопросы Forbes к Минпромторгу. Forbes также направил запрос в Минцифры, которое разрабатывает проект «Экономика данных».
Китайская угрозаВ процессе эксплуатации на борту обычного автомобиля формируется информация о состоянии его узлов и агрегатов, о совершаемых маневрах, а при наличии специальных датчиков и о поведении водителя и пассажиров, объясняется в проекте письма Грушелевского. У «подключенных» автомобилей также есть связь с внешними информационными системами, говорится в документе. При отсутствии должного контроля государства над «подключенными» машинами может происходить разглашение чувствительной информации, включая персональные данные водителя, допускается в письме. Уже сейчас сервисными центрами при диагностике и ремонте автомобилей собирается информация, которая в отсутствие информированного согласия собственника транспортного средства, продается сервисными центрами классифайдам, включая Avito.ru, Drom.ru и других, а разглашение этой информации может привести к реальному материальному ущербу для собственника автомобиля, рассуждает автор.
Представитель Avito в ответ на предложение Forbes прокомментировать эту информацию сообщил: «Нам неизвестны случаи причинения материального ущерба собственникам. Мы передаем данные в полном соответствии с законодательством для цели обеспечения прав и законных интересов участников потенциальной сделки и повышения прозрачности этого рынка в целом». Forbes также направил запрос представителю Drom.ru.
Еще одна угроза в отношении автомобильных данных из России, по мнению президента НП, сформировалась в связи с изменением структуры предложения на автомобильном рынке в 2022 году. Тогда автопроизводители из стран Европейского союза утратили свои позиции, при этом автопроизводители из КНР значительно усилили свое присутствие на отечественном рынке, говорится в письме. «При этом государственная политика Китая направлена на максимизацию использования данных для повышения качества производимых товаров и повышения конкурентоспособности китайских разработчиков продуктов и услуг на основе данных. Таким образом, проблема утечки автомобильных данных и их использования для создания конкурентных преимуществ для зарубежных разработчиков, встает еще более остро», — предупреждает его автор.
В штаб-квартирах китайских производителей накапливаются данные с автомобилей, эксплуатирующихся в России, уверен бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. Но происходит ли при этом утечка данных, судить сложно, отмечает он. Если это технические данные, которые принадлежат производителю, то, очевидно, это не утечка, рассуждает Мосеев. Если же идет речь о личных данных, то решение необходимо принимать с учетом, того, была ли разрешена их передача, полагает он. «Все упирается в государственное регулирование. Если государством будет четко сказано, что нельзя передавать никакие данные, которые собираются о клиентском опыте владения автомобилем, то это утечка, — рассуждает Олег Мосеев. — Если такого запрета нет, тогда это передача данных производителям для того, чтобы улучшить функционал автомобиля и так далее».
«Риски утечки данных из китайских авто ничем не отличаются от рисков по авто других производителей или страховых компаний, или систем удаленной телеметрии, — рассказывает президент дилерской группы «Фаворит Моторс», продающей автомобили китайских брендов, Владимир Попов. — На самом деле сегодня сбор этих данных сильно затруднен, так как китайские сим-карты в них не работают, а следовательно возможности для удаленного сбора данных крайне ограничены». Он также добавил, что все авто, собранные на территории России имеют необходимые сертификаты безопасности.
Представитель китайского бренда автомобилей Geely отказался от комментариев. В других представительствах производителей не ответили на запросы Forbes.
Новый поворотОператором платформы «Автодата»
выступает ООО «Автодатаспейс». По данным «СПАРК-Интерфакс», 42,82% ООО принадлежит НП ГЛОНАСС, 29,42% — у ООО «ТЭК «Трансальянс-Центр», занимающегося перевозкой автомобилей по железным дорогам, 27,76% контролирует фонд Национальной технологической инициативы.
Оператор у создающейся платформы появился в 2021 году, но ее идея обсуждается с чиновниками около восьми лет. Внедрение платформы подразумевало сбор данных о машинах и водителях, включая данные о геолокации, что
вызывало обеспокоенность среди участников рынка, предупреждавших о росте цен на автомобили.
Ранее также велась разработка законопроекта об «Автодате». Этот документ
критиковали «Яндекс», АО «Глонасс» (оператор российской системы экстренного реагирования на ДТП), «КаМАЗ», Volkswagen и ряд других автопроизводителей. Против законопроекта выступал и Минпромторг. По просьбе министерства работа над законопроектом отложена на 2025-й год, утверждает источник, близкий к разработчикам «Автодаты». Была скорректирована и концепция платформы, продолжает он.
Изначально предполагалось подключение «Автодаты» к информационным системам автоконцернов, чтобы сбор данных о машинах проводился на их стороне, поясняет собеседник Forbes. Сейчас идея проекта заключается в том, чтобы сотрудничать с владельцами автомобилей напрямую. Для этого оператор платформы «Автодата» рассматривает возможность установки на автомобили специальных устройств, которые будет подключаться с диагностическому разъему машины через диагностический интерфейс OBD и снимать данные, рассказал собеседник Forbes. Перед этим создателям проекта необходимо завершить разработку платформы, закупить абонентские устройства и вывести услугу на рынок.
Разработкой «Автодаты» занимается ИТ-группа «Рексофт», сообщил собеседник, близкий к проекту, и подтвердили в «Рексофт». По словам ее представителя, платформа «Автодата» рассчитана на обслуживание нескольких миллионов абонентов. Источником данных для нее являются OBD-адаптеры и штатные системы подключенных автомобилей, пояснила представитель «Рексофт». По ее словам, сертифицированные OBD-адаптеры не мешают работе автомобилей.
Несмотря на корректировку проекта «Автодата», некоторые аналитики сохраняют скептическое отношение к нему. В транспортно-логистической отрасли функционирует ряд систем, которые собирают и обрабатывают огромный массив данных в режиме реального времени, среди них «Эра-Глонасс», «Платон» и прочие, напоминает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.