МЕНЮ
Автомобиль не средство передвижения, а роскошь
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина выступила на открытых слушаниях в Общественной палате Российской Федерации по вопросу индексации утилизационного сбора на автомобили, автобусы и спецтехнику на период до 2030 года.
Эксперт отметила, что плановая ежегодная индексация должна быть привязана к макроэкономическим показателям, например, к индексу потребительских цен, что можно осуществить по аналогии с механизмом индексации тарифов госсистемы «Платон». Такой подход подразумевает публикацию в июле календарного года прогнозного уровня тарифа на будущий год (с учетом прогнозного уровня инфляции), а в феврале следующего календарного года, на основе свежих данных Росстата об индексе потребительских цен за прошедший год, рассчитывается фактический размер индексации тарифа. Данный механизм уже доказал свою эффективность.

Кроме того, Ольга Федоткина акцентировала внимание, что целевая декларируемая задача утильсбора — приземление иностранного автопроизводства в России. При этом такой факт не закреплен ни в одной норме, а также нет практики и статистики о том, что взимаемый утильсбор положительно повлиял на локализацию и появление новых производств в нашей стране.

Утилизационный сбор не сдерживает стоимость техники на внутреннем рынке, добавила руководитель СЭЛ. Более того, подобные инициативы, несущие новые ожидаемые издержки, нарушат финансовые и инвестиционные планы делового сообщества, что будет препятствовать реализации достижению целей, закрепленных в указе президента России Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

В ходе выступления исполнительный директор Союза напомнила, что утилизационный сбор возвращается отечественным производителям в качестве поддержки внутреннего рынка. При этом нет прозрачного механизма распределения полученных средств от взимания утильсбора, а также непонятно, куда направляются средства и насколько этот механизм является эффективным. Кроме того, изначально введение утилизационного сбора подразумевалось под б/у транспорт, который не соответствовал экоклассу, отметила Ольга Федоткина.
Еще 100 лет назад Остап Бендер говорил, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Сегодня складывается кардинально противоположная ситуация, когда транспорт становится роскошью, в то время когда важна мобильность рабочей силы и населения, в том числе в условиях развития внутреннего туризма.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
По мнению руководителя СЭЛ, индексация утилизационного сбора в 2024 году с прогнозом до 2030 года возможна только при определенных условиях, вводимых одновременно:
  1. привязка коэффициента индексации утильсбора к индексу потребительских цен,что будет являться экономически оправданным механизмом;
  2. установление ответственности как для российского производства, т.е. формирование и развитие компонентной базы, улучшение качества производимой техники и пр., так и для иностранных производителей – локализация производств, открытие сервисных станций и другое;
  3. создание прозрачного механизма распределения собранных средств с последующим анализом эффективности. Прежде всего, львиная доля должна идти на развитие автокомпонентной базы как ключевого фактора, влияющего на увеличение стоимости отечественной техники.
14 августа / 2024