МЕНЮ
Железная логистика: серые перевозчики могут уйти с рынка
Недобросовестные грузоперевозчики могут уйти с рынка после введения закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом». Поправки в законопроект подготовлены «Общественной потребительской инициативой» (ОПИ) и другими отраслевыми организациями. Сегодня многие компании, уходя от налогообложения, оформляют сотрудников как самозанятых, новые нормы должны обелить рынок, но могут сказаться на стоимости перевозок, отмечают эксперты.

Как перевозчики уходят от налогов

Общественные организации направили в Госдуму поправки к законопроекту № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом».

ОПИ просит прописать в законопроекте прямой запрет самозанятым осуществлять грузоперевозки на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т, а также конкретизировать порядок их допуска к работе на машинах с максимальной массой от 2,5 до 3,5 т. По данным общественников, мера прекратит практику использования самозанятых в серых схемах по уклонению от уплаты налогов.

Кроме того, ОПИ предложила обязать агрегаторов, работающих с перевозчиками, фрахтовщиками и экспедиторами, удалять коммерческие предложения незарегистрированных в реестре фирм. Иначе у недобросовестных субъектов останется возможность обхода закона, отмечают в ОПИ.

Согласно пункту 13 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Устав автомобильного транспорта», перевозчиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), отмечается в письме ОПИ в Госдуму. Тем самым самозанятые не могут осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. За незаконные перевозки предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), уточняется в письме.

— Получилось так, что у нас действует мораторий на проверки, в силу которого такие нелегальные практики остаются безнаказанными, — рассказал «Известиям» председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. — Поскольку ущерб для бюджета велик, отсюда и наши инициативы по наведению порядка, в том числе с помощью закона о «ГосЛоге».

С принятием поправок самозанятым «дальнобойщикам» потребуется зарегистрироваться в качестве ИП или уйти с рынка, отмечает эксперт.

Как рассказали «Известиям» в комитете Госдумы по транспорту, законопроект № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом» был принят в первом чтении 24 июля 2024 года. Он призван помочь обеспечить прозрачность логистики грузов в стране за счет создания цифрового реестра перевозчиков, где отразится операционная деятельность транспортных компаний, а также отзывы клиентов. Попасть в него незаконным перевозчикам будет невозможно.

Реестр станет частью системы «ГосЛог», которая аккумулирует участников рынка и поможет вывести мелких перевозчиков из серой зоны. По данным ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», работавшей над «ГосЛогом», основой для реестра выбрана Государственная информационная система электронных перевозочных документов.

Как повысятся цены на грузоперевозки

Рассматриваемый законопроект распространяется не только на коммерческих перевозчиков, но и на их контрагентов, отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также новеллой является допуск к перевозкам грузов лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не являющихся индивидуальными предпринимателями, самозанятыми гражданами. Однако сейчас нормативными актами закреплено понятие «перевозчик» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а институт самозанятых был введен в России как временная мера для упорядочивания отношений в Налоговом кодексе РФ и только для целей исчисления налогов, рассказала «Известиям» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.
В законодательстве не установлена административная ответственность для самозанятых, а также не урегулирован их статус в качестве хозяйствующего субъекта, что делает невозможным возложение на таких лиц каких-либо обязательств, выходящих за рамки налогового регулирования.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
— В случае успешного внедрения нового законопроекта должно произойти обеление рынка, от которого выиграют как государство, так и честные игроки, — отметила заместитель гендиректора по развитию и корпоративным вопросам перевозчика NATCAR Мария Степанова.

Ряду компаний предстоит серьезное изменение в способах ведения бизнеса, которое, безусловно, отразится на финансовых результатах, денежных потоках и, как итог, на стоимости фрахта перевозки. Это действительно может привести к банкротству части перевозчиков, не готовых к таким изменениям, отметила она.

В целом изменения в законодательстве могут привести к определенным трудностям для малого бизнеса и потребителей, однако при грамотной адаптации компаний можно минимизировать негативные последствия.
Мы концептуально поддерживаем необходимость установления формы допуска на рынок при осуществлении грузовых перевозок автомобильным транспортом, в случае надлежащего подхода, учета предложений и замечаний, реестр грузоперевозчиков потенциально позволит упорядочить рынок перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, повысить прозрачность бизнес-процессов и инвестиционную привлекательность, а также послужит повышению качества грузоперевозок и создаст систему безопасности таких перевозок.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Источник: Известия
27 августа / 2024