МЕНЮ
Ольга Федоткина: рынок транспорта и логистики претерпел значительные изменения, что привело к противоречию с действующей регуляторикой
В Финансовом университете при Правительстве РФ состоялся круглый стол «Цифровизация как инструмент повышения прозрачности и безопасности рынка грузоперевозок». Среди вопросов, которые обсудили участники – потенциал обеления для бюджета, законопроекты о ГосЛоге и реестре экспедиторов.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина обратила внимание, что в последние годы современный транспортно-логистический рынок претерпел значительные изменения в методах и инструментах работы. Это говорит о его развитии и трансформации, но в то же время создает множество противоречий с действующей регуляторикой в данной области. Большая часть требований была разработана несколько десятков лет назад, за это время стали широко применяться технические средства и цифровые технологии, которые помогают экспедиторам осуществлять возложенную на них функцию, а также изменилась экономическая реальность, вследствие чего старые схемы работы становятся экономически невыгодными.

В ходе выступления глава СЭЛ отметила важность законопроекта о введении допуска на рынок при осуществлении грузовых перевозок автотранспортом.
Мы концептуально поддерживаем необходимость установления формы допуска на рынок при осуществлении грузовых перевозок автомобильным транспортом. В случае надлежащего подхода, учета предложений и замечаний реестр грузоперевозчиков потенциально позволит упорядочить рынок, повысить прозрачность бизнес-процессов и инвестиционную привлекательность, а также послужит повышению качества и безопасности грузоперевозок.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Однако инициатива в своем текущем виде требует детальной проработки с привлечением делового сообщества, добавила она.

Кроме того, Ольга Федоткина сообщила, что правила перевозки грузов автомобильным транспортом сегодня содержат прямой запрет на указание в транспортной накладной реального лица, осуществляющего погрузку груза в транспортное средство, при перевозке с привлечением экспедитора, если такое лицо выступает заказчиком экспедитора или действует в интересах заказчика.
Данные нормы создают правовую коллизию с нормами законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности и ограничивают возможность работы по договорам на выполнение услуг по организации перевозки груза.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Руководитель Союза добавила, что также важно отделить от экспедирования агентирование при перевозках грузов. Она пояснила, что агентирование происходит на площадках-агрегаторах («досках объявлений»), на которых участники перевозки размещают заказы и находят исполнителей. Такие площадки не несут никакой ответственности, не отвечают ни за груз, ни за привлекаемых исполнителей, не осуществляют сопровождение груза в процессе перевозки.
В то же время экспедиторы со своими цифровыми платформами, напротив, исполняют возложенные на них законом и договором обязанности, используя современные технологии. В качестве примера здесь можно привести Monopoly.Online, которая является серьезным лидером своего рынка, она представляет собой современный облик цифрового экспедитора, который страхует груз, несет за него ответственность, обеспечивает прослеживаемость. На собственной платформе базируется масса цифровых сервисов, позволяющих не только искать груз или перевозчика.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Говоря о рассматриваемом в Государственной Думе РФ законопроекте о внесении изменений в закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Ольга Федоткина упомянула, что документ предполагает введение в том числе реестра экспедиторов. При этом в законопроекте не установлены основные законодательные требования к порядку ведения такого реестра, правила включения в него, срокам проверок, а также ответственность за предоставление недостоверной информации, которая может повлечь за собой не только репутационные, но и экономические риски для экспедиторов.

Более того, законопроект устанавливает обязанность для экспедитора по недопущению к перевозке запрещенных предметов и веществ, однако участники рынка логистики не смогут обеспечить оснащение всех площадок специальным оборудованием по проверке груза наравне с таможенными постами. Она отметила, что ответственность должна быть четко разграничена, «каждый может отвечать лишь за то, что может прямо проконтролировать».
В заключение Ольга Федоткина упомянула уже внедренный инструмент, позволяющий обеспечить прозрачность рынка – Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Сегодня в ней полноценно реализован контур оформления 6 перевозочных документов на автомобильном транспорте, идет работа по внедрению и переходу на работу с электронной железнодорожной накладной, согласованы и утверждены форматы и порядки обмена морскими и речными электронными перевозочными документами, следующий трэк – авианакладная. Именно ГИС ЭПД станет фундаментом создаваемой НЦТЛП, полное введение в эксплуатацию которой планируется в 2028 году.

По итогам круглого стола была сформирована экспертная группа по совершенствованию законодательства в сфере транспорта и логистики при Финансовом университете.
11 октября / 2024