МЕНЮ

Регулирование автотранспортной грузовой отрасли с учетом баланса интересов бизнеса и государства

В рамках конференции «TRANSit 2024: автомобильные грузоперевозки» исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина сообщила, что с каждым годом регулирование деятельности бизнеса возрастает: вводятся новые требования, связанные с работой рынка, системы контроля, сбора информации и денежных средств. Требования направлены на обеление отрасли, повышение ее прозрачности, оптимизацию бизнес-процессов, а также на рост безопасности предоставляемых услуг. Однако введение дополнительного регулирования напрямую влияет на увеличение нагрузки на участников рынка, а любые непроработанные изменения неизбежно несут в себе риски как для государства, так и для бизнеса. Помимо этого, важно учитывать устаревание уже действующей законодательной базыпо отношению к динамично развивающейся отрасли и необходимость ее актуализации.

Эксперт указала на то, что Союз поддерживает введение допуска на рынок грузовых автомобильных перевозчиков и установление единых правил и стандартов в отрасли при условии детальной проработки инициативы. Сегодня рынок достаточно фрагментирован, объем парка в России серьезный, однако точное количество игроков и транспортных средствах неизвестно. Первостепенная задача – всех посчитать.
«Отдельной новеллой законопроекта является допуск на рынок грузовых автомобильных перевозчиков самозанятых. Это, действительно, такая серьезная новелла, достаточно одиозное предложение. Мы как бизнес, как участники этой отрасли, несмотря на серьезный дефицит на рынке и партнеров, и водительского состава категорически против допуска на рынок самозанятых. Это не тип хозяйствующего субъекта, этот институт достаточно временный».
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
Административная ответственность у самозанятых и компаний будет абсолютно разная, отметила Ольга Федоткина, а любые регулирующие меры должны носить недискриминационный характер, обеспечивая равные требования ко всем участникам рынка.

Кроме того, она отметила, что правила перевозки грузов автомобильным транспортом № 2200 содержат прямой запрет об указании в транспортной накладной реального лица, осуществляющего погрузку в транспортное средство в рамках перевозки с привлечением экспедитора, если такое лицо выступает заказчиком экспедитора или действует в интересах заказчика. Данная норма создает правовую коллизию с нормами законодательства и противоречит цели обеспечения прозрачности работы рынка, скрывая часть участников логистической цепочки, заявила исполнительный директор.

Вчера истек срок принятия первых поправок к законопроекту об изменениях в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», отметила глава СЭЛ. Документ вводит достаточно серьезное ужесточение за деятельностью экспедиторов, в том числе создание специального реестра. Однако вопрос, будет ли данный реестр разработан и введен в эксплуатацию напрямую, зависит от качества проработки законодательной базы.

Кроме того, глава СЭЛ остановилась на возможном введении регионального «Платона». По ее мнению, базово должны быть установлены подходы к формированию тарифов, а именно в регионах не должно быть тройного налогообложения в виде акциза, транспортного налога и «Платона».
«Хотя при условии, что деньги очень нужны, может получиться и так, что все останется как есть и добавится еще дополнительная нагрузка».
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
Однако при введении данной инициативы важно, отметила Ольга Федоткина, обеспечить водителей качественными дорогами, пересмотреть осевые нагрузки, отменить весеннюю просушку, оставить альтернативные бесплатные дороги, утвердить «разумные» тарифы за проезд по основной дорожной сети.

В заключении руководитель СЭЛ подчеркнула, что Союз ведет активную работу над увеличением размера необлагаемой НДФЛ выплаты суточных водителям категории «Е», которая составляет 700 рублей внутри России и 2500 за ее пределами.
18 октября / 2024