Вместе с высоким потенциалом запуска госреестра опрошенные «Логирусом» эксперты видят и ряд рисков, которые нужно предусмотреть заранее. В частности, важно избежать введения масштабных ограничений на работу компаний, из-за которых многие игроки будут вынуждены покинуть рынок, предупреждает Вадим Филатов.
– На этапе переходного периода также важно запустить обучение и подготовку игроков рынка грузоперевозок, которые будут подключаться к единой платформе, так как большая часть из них – небольшие компании и ИП, которые до сих пор сталкиваются с трудностями при заполнении налоговых, страховых и других сопроводительных документов, – подчеркнул эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и Ольга Федоткина. По ее мнению, законодательные инициативы подобного масштаба должны вводиться поэтапно и включать достаточный переходный период для адаптации предлагаемого регулирования.
– То же касается и ужесточения требований, чтобы не получить, с одной стороны, сокращения предложений на рынке, с другой стороны, скачка тарифов, особенно в «высокие сезоны», – резюмировала эксперт.
После запуска госреестра перевозчиков роль всевозможных хартий и отраслевых стандартов частично может быть утрачена, рассуждает председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. С другой стороны, никто не мешает бизнесу, который принимает на себя повышенные обязательства, заявлять об этом в публичной плоскости.
– Повышенные обязательства в плане сервиса, взаимодействия с государством, с работниками, с клиентами могут быть утверждены в виде хартии, стандартов саморегулирования или добросовестного поведения, – привел пример эксперт. – То есть это может быть инструментом позитивного продвижения.
В то же время инструменты публичного рейтингования будут востребованы и органично дополнят госреестр, уверен Олег Павлов. Так как одним из его элементов и системы «ГосЛог» в целом и станет формирование рейтинга грузоперевозчиков, подчеркнул эксперт.
– Инструменты рейтингования по единым критериям на основании больших данных, которые в том числе продвигает и Минэк, будут влиять на присваиваемую компании категорию риска. В итоге от оценки будут зависеть не только предпочтения потенциальных клиентов, то есть грузоотправителей, но и вероятность того, придут ли в компанию с проверкой или нет, – пояснил Олег Павлов.
По словам эксперта, рассматривается вариант, при котором рейтингование будет проводится автоматически на основании заложенной в систему математической модели. Финансовый университет при Правительстве, Экспертный совет по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике и «Общественная потребительская инициатива» уже представили в Минтранс предложения по возможной методике рейтингования и оценки.
От саморегулирования снова к «обязаловке»
После отказа в 2005 году от лицензирования автомобильных грузоперевозок, отрасли дали время на то, чтобы продемонстрировать возможности саморегулирования. Такими «инициативами снизу» стали Хартия АПК и Хартия АТС, которые в совокупности подписали немногим более 17 тыс. компаний и ИП. При этом по мнению Олега Павлова, наибольшего успеха удалось добиться лишь Хартии АПК, которую активно поддерживает Налоговая служба и крупнейшие участники сельхозрынка. Именно в поддержке ФНС, а также небольшой емкости рынка АПК по сравнению с общим рынком автопереперевозок, который оценивается в 250-300 тыс. юрлиц и ИП, эксперт видит два основных фактора успешности проекта.
Понаблюдав со стороны за этими попытками «самообеления», за терраформирование рынка автомобильных грузоперевозок взялось государство. И оно спустило, на этот раз сверху, свои обязательные инструменты регулирования: тотальную цифровизацию и единый реестр.
Все эксперты, с которыми беседовал «Логирус», не сомневаются в том, что этот проект достигнет поставленных целей по обелению, созданию равных конкурентных условий и повышению прозрачности отрасли в целом. По мнению Валерия Алексеева, этому будет способствовать то, что грузоотправитель не сможет заключить договор перевозки с юрлицом или ИП, не состоящим в реестре. А также то, что за нарушение законодательства, из реестра смогут исключить.
Однако, предупреждает Вадим Филатов, при запуске проекта нужно избежать введения масштабных ограничений на работу компаний. В противном случае предложение на рынке автоперевозок резко сократиться, а тарифы вырастут. Чтобы этого избежать, считает Ольга Федоткина, необходимо предусмотреть переходный период для адаптации небольших компаний и ИП к новому регулированию.