Перевозчики отмечают рост взысканий за перегруз
Штрафы за превышение веса транспортных средств, выписанные по результатам работы автоматических пунктов контроля, за три квартала выросли на 20% к тому же периоду годом ранее. Причем, по оценкам участников рынка, половина штрафов выписана необоснованно. Общий объем штрафов за 2023 год и три квартала 2024 года составил 10 млрд руб. Перевозчики настаивают на необходимости независимых контрольных измерений.
Автоматически начислено
За январь—сентябрь количество штрафов за перегруз транспортных средств, выданных по итогам измерений на автоматических пунктах весогабаритного контроля (АПВГК), увеличилось на 20% год к году, сообщается в обзоре «АвтоГрузЭкса», подготовленном совместно с «Авто-ПЭК», ГЛТ, КИК и «ГПР-Логистикой». По данным «АвтоГрузЭкса», не менее половины штрафов вынесены необоснованно. «Сбои в работе АПВГК приводят к ошибочным измерениям, которые отличаются от фактической массы транспортных средств на 5–20%»,— говорит президент ассоциации Вадим Филатов.
АПВГК — комплексы, включающие в себя весы, встроенные в дорожное покрытие, и измерительную рамку с датчиками, камерами и передающими устройствами. АПВГК взвешивает автомобиль на ходу, измеряет его габариты, распознает скорость, номера и отправляет в единый информационный центр данные, на основании которых выносятся решения о штрафах, если параметры превышены. Корректность замера требует высокого качества дорожного полотна: не должно быть уклонов, трещин, провалов, колейности и т. п., которые зачастую и создают спорные результаты. Штрафы, взысканные по результатам работы АПВГК, уходят в соответствующие дорожные фонды. При этом минимальный штраф за перевес, выносящийся с использованием АПВГК,— 250 тыс. руб., что существенно больше, чем у других технических средств контроля, работающих в автоматическом режиме. Высокие штрафы за нарушение весовых нормативов должны удержать перевозчиков от движения с перегрузом и обеспечить сохранность дорог.
По данным Ространснадзора, на сегодняшний день количество АПВГК превысило 500. При этом штрафы за 2023 год и три квартала 2024 года уже вышли за 10 млрд руб., сообщало ведомство.
Но с самого запуска системы перевозчики жаловались на некорректность замеров, ставших причиной взысканий. Был принят ряд мер, которые должны были уменьшить масштаб проблемы. В частности, с сентября 2023 года Минтранс ввел проверку корректности работы АПВГК при помощи контрольных транспортных средств. Однако вопрос неправомерных штрафов до сих пор не потерял своей актуальности.
Не досудиться
По данным «АвтоГрузЭкса», в текущем году перевозчики смогли обжаловать лишь 8% судебных решений о превышении весогабаритных характеристик.
Главный аргумент регулирующих органов в пользу корректности измерений, говорит глава «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев,— наличие у АПВГК метрологического заключения, выданного по результатам проверки на соответствие государственному стандарту. При этом, по словам гендиректора группы компаний ГЛТ Павла Горбунова, данные перевозчиков, в том числе вес груза, указанный в накладной, документы о его корректном распределении и креплении, а иногда и информация об отсутствии груза в транспортном средстве, в 90% случаев не принимаются во внимание.