Количество заявок на перевозку грузов автотранспортом из России в другие страны по итогам 2024 г. выросло на 45%, следует из данных биржи грузоперевозок ATI.SU. Для сравнения: в 2023 г. динамика роста заявок на экспортном направлении составила 21%. Абсолютных показателей биржа не приводит.
По данным ATI.SU, рост числа заявок ускорился в IV квартале минувшего года до 80% по отношению к IV кварталу 2023 г. и до 41% к III кварталу 2024 г.
Основной вклад в динамику показателя внесли экспортные перевозки в государства постсоветского пространства. Например, количество заявок на перевозку в Белоруссию выросло в 2024 г. на 67%, в Казахстан – на 44%, в Азербайджан – на 69%, в Грузию и Киргизию – на 35%. Из дальнего зарубежья наиболее высокие показатели роста заявок на перевозки продемонстрировали Китай, Иран и Германия, а наиболее существенное снижение – Турция (-32%).
Объем заявок на перевозку грузов в Россию вырос за отчетный период на 36%, а цены – на 41%, свидетельствуют данные биржи. По итогам 2023 г. динамика импорта была существенно скромнее (+6%). Темпы роста заявок в 2024 г. также ускорились во второй половине года: в III квартале – на 68% в годовом выражении, в IV квартале – на 39%. Наибольший спрос на импорт грузовиками ATI.SU в 2024 г. зафиксировала из Китая и Азербайджана (рост в 3 раза год к году), а также из Казахстана, Узбекистана и Грузии.
В международных перевозках сохраняется волатильность, которая во многом вызвана проблемами с трансграничными платежами и прямыми санкционными ограничениями, говорит основатель и директор биржи ATI.SU Святослав Вильде. Он отмечает активный рост спроса на китайском направлении. «Ранее автомобильные грузоперевозки из этой страны в европейские регионы России считались не очень рентабельными, но теперь из-за роста товарооборота и перегруженности железных дорог ситуация изменилась», – поясняет он. Погрузка на сети РЖД в прошлом году, согласно данным монополии, снизилась на 4,1% до 1,18 млрд т. Также «Ведомости» неоднократно писали о перегруженности Восточного полигона железных дорог (БАМ и Транссиб).
36% – настолько выросло количество заявок на перевозку грузов автотранспортом в Россию, следует из данных биржи ATI.SU.
Объем заявок на перевозку грузов автотранспортом по России в 2024 г. вырос, по данным биржи, на 6% – в основном за счет I квартала. За январь – ноябрь доля автотранспорта в общем грузообороте коммерческих перевозок по России выросла на 1,2 п. п. год к году до 13,1%, в реальном выражении – до 353,2 млн т км, следует из данных Росстата. Наиболее интенсивно в прошлом году на ATI.SU росло количество заявок на перевозки в дальневосточном направлении.
При этом по итогам 2023 г. число заявок в целом на внутрироссийские перевозки выросло в 1,5 раза к 2022 г., следует из данных биржи. Прекращение роста спроса вызвало корректировку цен на перевозку грузов автотранспортом. За прошлый год они снизились на 8%, исходя из данных по 100 наиболее популярным направлениям, свидетельствуют данные ATI.SU. Для сравнения: в 2023 г. этот показатель вырос на 28%.
Объемы перевозок по России в 2024 г. остались на уровне 2023 г., говорит гендиректор ГК «Деловые линии» Фарид Мадани. Среди популярных направлений он выделяет маршруты между Москвой и Санкт-Петербургом, а также отправки из Москвы в крупные города России, такие как Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону.
Объем экспортных автоперевозок компании по итогам прошлого года вырос на четверть к 2023 г., продолжает Мадани. Основные направления здесь доставка в Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Абхазию. Спрос на перевозки в Россию вырос в 1,7 раза год в году – в основном за счет увеличения автомобильных доставок из Китая, поясняет топ-менеджер. На КНР приходится более 80% от всех поставок, добавил он.
Рынок почувствовал активизацию экспорта в страны СНГ, говорит директор по развитию FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Развитие внешней торговли с сопредельными государствами дало возможность организации «кругорейсов», когда фура с грузом на экспорт возвращается с импортом, поясняет он. Кроме того, автотранспорт стал доступнее, за счет чего в номенклатуру перевозок стали добавляться товары с низкой наценкой, например продукты питания, добавляет собеседник.
13,1% на 1,2 п.п. год к году выросла за январь-ноябрь доля автотранспорта в общем грузообороте коммерческих перевозок по России, следует из данных Росстата.
Динамика импортных автоперевозок компании в 2024 г. показывала разнонаправленную динамику, отмечает Мисаилов. Рост объемов перевозок из Китая сопровождался снижением товарного потока из Европы более чем на 20%. Это привело к снижению тарифов на перевозку грузов – например, из Германии до 3000 евро за фуру, – что означает возврат к доковидным тарифам, говорит собеседник. При этом тарифы на китайском направлении были стабильными в течение всего года и составляли в среднем порядка $10 000 за доставку от границы Манчжурия – Забайкальск, добавил он.
Перевозки грузов по России у FM Logistic выросли на 20% в 2024 г. По словам Мисаилова, популярностью пользовались паллетные доставки на распределительные центры федеральных сетей, а также перевозки для нужд маркетплейсов. Развитие электронной торговли наряду с увеличением активности малого и среднего бизнеса, региональной торговли и локального производства способствовали росту спроса на логистические услуги, соглашается руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов. Количество заявок по внутрироссийским направлениям у компании выросло в среднем на 10–15% по сравнению с 2023 г.
Рост заявок на перевозку грузов на бирже ATI.SU объясняется блокировкой доступа российских компаний к международным сайтам, считает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Кроме того, биржа ввела бесплатные сервисы для поиска перевозчика на международных направлениях, что повысило интерес участников рынка, поясняет она. Раньше ATI.SU, по словам Федоткиной, использовалась преимущественно для перевозок внутри России.
Вместе с тем грузоперевозки в страны СНГ и Китай действительно растут, отмечает Федоткина со ссылкой на данные членов союза. Производители ищут новые рынки сбыта в связи с сокращением категорий грузов, разрешенных к перевозкам в европейские страны, уточняет она.